На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль».

Николай Растворцев, ведущий: В Петербурге после жалоб на отравление закрылся еще один ресторан. Посетители познакомились с сальмонеллой, как так могло произойти и насколько строгий контроль должны проходить все те продукты, которые изначально поступают в ресторан?

Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: В последнее время сальмонелла стала достаточно привычным ингредиентом в блюдах, которые нам подают в ресторанах или мы получаем, покупая продукты питания через сервисы доставки. С прошлого года в нашей стране введен мораторий на плановые и внеплановые проверки в отношении малого бизнеса, в том числе и занятого в сфере производства пищевых продуктов и питания населения. В начале сентября у нас было скандальное отравление, когда около 300 человек заболели сальмонеллезом, отравившись через сервис доставки. Отсутствие контроля — одна из причин, но вторая причина — отсутствие внутреннего контроля внутри самих предприятий торговли и общественного питания. В виду экономии на всех этапах производства владельцы этих заведений начинают экономить на тех же самых прививках для сотрудников, не проводят визуальный осмотр сотрудников, допускают к производству больных людей, не проверяют наличие медицинских книжек и не проводят профилактические осмотры сотрудников. Сальмонеллез — это патогенная микрофлора, которая попадает в пищу за счет грязных рук.   

Николай Растворцев, ведущий: Скажите, по вашему опыту, стоит ли такая экономия имиджевого удара и рейтинга ресторана?

Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Вспоминается один рекламный слоган: «Имидж — ничто, прибыль — все!». Сегодня нет такого законодательства, когда после вспышек заболеваний и скандалов, владельцам бизнесов запрещали заниматься своей деятельностью. Например, за рубежом такая практика есть, — если ты попался за нарушение санитарных норм, то тебя чуть ли не навсегда лишат лицензии и возможности заниматься таким бизнесом. У нас можно заразить 300 человек, а потом перерегистрировать предприятие и выйти на рынок с новой вывеской. Соответственно, глобальных последствий для этого бизнеса не происходит, поэтому у потребителей должна быть развита бдительность.

Людмила Ширяева, ведущая: Как мы можем себя обезопасить, когда делаем тот или иной заказ в доставке или ресторане?

Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: В зоне риска вся готовая еда со сроками хранения, которая измеряется в часах — это кулинарная продукция, которая вырабатывается предприятиями. Рекомендую при заказе доставки на дом заказывать продукты питания в промышленной упаковке с полной информацией для потребителя. На 50% продукция не будет безопасной, если заказывать не в промышленной упаковке. Покупая еду в магазине, которая имеет короткий срок хранения, обязательно смотрите на температурный режим хранения — он должен быть +2 — +4 градуса. Эта информация всегда есть на термометре, который есть на каждом холодильнике. Также смотрим на упаковку — она не должна быть вскрытой, вздутой, надорванной, а информация на ней четко читаемая, сроки годности и дата изготовления проставлены. Первое на что нужно обращать внимание — это состояние заведения или торгового зала, если он чистый и нет запахов посторонних, то хорошо.

Николай Растворцев, ведущий: Бывают ли случаи, когда провинившиеся организации выплачивают какие-то компенсации, приносят извинения, легко ли добиться этого?

Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Добиться компенсации от заведения можно, если на руках есть документ из медицинского учреждения, подтверждающий факт отравления. Рекомендую всем потребителям брать такие документы при отравлении, еще желательно чек, но он не является обязательным документом. Вместо чека можно ссылаться на свидетельские показания и другую информацию, подтверждающую факт покупки продукта именно в этом магазине или заведении. Дальше предъявляете претензию в письменном виде и высказываете свои требования заведению, если в течение 10 дней они вам не отвечают или требование не удовлетворяют, то у вас есть право обратиться в Мировой суд за взысканием и материальной и моральной компенсацией за допущенные нарушения. 

Людмила Ширяева, ведущая: Нужен ли при этом образец испорченной еды?

Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Нет, конечно. Главное, у вас должен быть медицинский документ, подтверждающий факт отравления и факт покупки этого продукта в данном заведении.