Какими звуками был наполнен Юсуповский дворец, и что можно в нём услышать сейчас? Мы решили подойти к этому вопросу серьёзно: окунёмся в атмосферу элегантной усадьбы при помощи слуха! И первым приходит на ум звучание музыкальных инструментов. Этот, на первый взгляд, комод – на самом деле орган. Любопытная забава прошлого.

АННА ОРЛОВСКАЯ, корреспондент:

Это чудо технической мысли своего времени появилось в Юсуповском дворце в первой трети 19 века, и принцип работы у него очень любопытный!
ВАЛЕНТИНА НАБОК, руководитель Отдела учётно-хранительской работы Юсуповского дворца на Мойке:

Любопытно даже не сколько то, какие звуки издаёт этот инструмент, сколько то, как он устроен.
С таким стуком натягивается пружина, чтобы гиря (сердце органа) поднялась под самый верх чудо-машины, оживив её. В музыкальной гостиной воцарились звуки увертюры Россини. В потайном отсеке органа хранятся и другие произведения. На берёзовых валах. Этот проём показали лишь нам!

ВАЛЕНТИНА НАБОК, руководитель Отдела учётно-хранительской работы Юсуповского дворца на Мойке:

Инструмент устроен так, что на центральном валике находятся металлические шпенёчки, за них цепляется гребёнка и напряжение передаётся в трубки. Так рождается музыка.
Дворянская усадьба неизменно что-то нашёптывает: то там, то тут по сей день раздаётся скрип пола, стонут двери, в Мавританской гостиной порой шумит фонтан с цветной подсветкой. Здесь даже как-то по-особенному щёлкают исторические выключатели для светильников. Есть в одном из залов и неожиданная акустическая заманка – в этой бильярдной или Турецком кабинете. Благодаря необычному архитектурному решению свода здесь идеально отражается звук.

ВАЛЕНТИНА НАБОК, руководитель Отдела учётно-хранительской работы Юсуповского дворца на Мойке:

Я думаю, что гости в 19 веке были очень удивлены тем обстоятельством, что можно было отсюда шепотом что-то сказать, а тот, кто стоял на противоположном конце, прекрасно всё слышал.
Внимание, эксклюзив! Мне доверили прикоснуться к реликвиям и вновь наполнить бильярдную звуками ударов кия по шарам.

АННА ОРЛОВСКАЯ, корреспондент:

А это — зеркальная восьмигранная комната, пожалуй, единственное место во дворце, где, наоборот можно добиться полной тишины. Если закрыть все двери!
Одна из них ведёт в подвальный этаж, другая — в кабинет Феликса Юсупова. Кстати, четыре из них – ложные! Ах, да, и какой же дворец без лязга замков? До сих пор ежедневно около 30 старинных ключей исправно выполняют свою работу. А это – царь-ключ! Самый большой в усадьбе. Его задача – открывать и закрывать дверь парадного входа. Навострите уши: этот характерный «клац» неизменен вот уже 200 лет! И, конечно, интерьеры дворца на Мойке до сих пор окутаны постукиваниями и перезвонами множества идущих часов. Они помнят руки титулованных владельцев!

ВАЛЕНТИНА НАБОК, руководитель Отдела учётно-хранительской работы Юсуповского дворца на Мойке:

Мы с вами в Гобеленовой гостиной и здесь сохранились одни из самых старинных часов, самых любимых часов Юсуповских – это вот эти часы золочёные французские часы, со вставками из севрского фарфора, их Юсуповы привез ли из Парижа в середине 19 столетия. Это живые, действующие часы, они ходят! Наверное, мало у кого дома есть часы с таким покрывным стеклом, которое можно открыть на старинных петлях, здесь замочек старинный, и аккуратно завести часы, сделав несколько оборотов.
Каждую неделю в усадьбу приходит часовщик, он следит за тем, чтобы в залах раздавалось мерное тиканье. Двухсотлетние часы идут, а значит, Юсуповский дворец живёт!