Громкая премьера в БДТ — «Преступление и наказание» в постановке японского режиссёра Мотои Миура. Что сказать, Достоевский давно принадлежит не нашей, а мировой культуре. Он наш самый, наверное, известный в мире писатель. Достоевский — о, «Братья Карамазовы» — в любой стране их знают все, как и у нас, даже не читая. Но если нужно понять — это задача. В Японии снято великое кино — «Идиот» Акиры Куросавы. Режиссёр перенёс действие романа в современную ему Японию, потому как история в её исходном виде выглядела бы для японцев экзотическим рассказом о том, как жили русские в XIX веке. А дело там в другом. Мотои Миура признался, что тоже подумывал сначала сделать Раскольникова и других японцами, но передумал. И без того постановка выглядит для нас достаточно экзотично. Что мы хотим сказать? Очень яркий образчик японской режиссуры мы могли видеть у нас на Театральной Олимпиаде в 2019 году, обращение к классике знаменитого Тадаси Судзуки, его «Сирано де Бержерак» — тоже был перенесен в Японию, но экзотика глубже, чем в поведении героев на сцене, Судзуки известен тем, что работает с актёрами по авторской методике, мистически окрашенной, она предполагает, что тело актёра — проводник энергий между землёй и небом и посредством правильных расположений фигур и их жестов достигается гармонический разряд. Мотои Миура не вкладывает в работу актёров трансцендентные смыслы, но атмосфера его Достоевского явно наэлектризована гармонией иных берегов.