«Образ святого Георгия Победоносца в Древней Руси» — камерная выставка в Михайловском дворце, объединившая произведения древнерусской иконописи и деревянной пластики, предметы личного благочестия и ювелирного искусства из коллекции Русского музея. Здесь много редкого: например, пусть с утратами, но сохранившееся объемное изображение святого, или – икона тонкого «Строгановского письма» за подписью Никифора Савина, или – пелена, шитая шелковыми и золОтными нитями, или – новгородский каменный образок 12 века.
Из глубин раннего христианства пришел образ Георгия как безбородого златокудрого юноши в воинских доспехах. Но только «Чудо Георгия о змие» — канон, достигший условности символа. Все мы знаем картинку с воином на белом коне, поражающим копьем чудовищного дракона. По легенде, появившейся, кстати, гораздо позже, лет этак через 600, после смерти святого, победив змия, Георгий спас от неминуемой смерти царевну. Но иконографический образ сражения обрел такую самостоятельную силу, что теперь воспринимается как обобщенный символ триумфальной победы добра над злом. Эту выставку сотрудники Русского музея посвятили Татьяне Борисовне Вилинбаховой, более 40 лет возглавлявшей отдел Древнерусской живописи.21:01