АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

площадь Трезини, Памятник архитектору и инженеру Доменико Трезини, скульптор – П. П. Игнатьев, дата открытия – 19 февраля 2014 года, Дом Трезини, скульпторы – Д. Трезини, М. Г. Земцов, годы постройки: 1721 – 1723

В 2020 году исполнилось 350 лет со дня рождения первого архитектора Петербурга – швейцарца Доменико Трезини, который из многочисленной плеяды петровских зодчих отличается тем, что до нас дошло больше всего его творений. Трезини въехал в Россию через Архангельск в год основания Петербурга – 21 августа 1703 года, а ушёл из жизни 2 марта 1734 года вот в этом доме, построенном специально для него его же русским учеником – Михаилом Земцовым по приказу Петра Первого.

Петропавловская крепость, основана в 1703 году

По проектам Трезини были заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, выстроен Летний Дворец Петра I в Летнем саду, расширен первый Зимний дворец Петра, сооружена Галерная гавань. Но среди всехх архитектурных шедевров есть два особо уникальных, которые построил уроженец кантона швейцарского Тичино и их сегодня можно назвать местами силы «петровского Петербурга». Начнём с начала – с Петропавловской крепости.

Петровские ворота, архитектор – Д. Трезини, годы постройки: 1707 — 1708, 1716 – 1717

С этого фортификационного сооружения для защиты от шведских кораблей начался Санкт-Петербург в 1703 году. Спустя три года по поручению царя Трезини начинает перестраивать Петропавловскую крепость в камне. В ходе реновации появляются и эти триумфальные ворота – Петровские. Сначала они были с каменным основанием и деревянной верхней частью с резным убранством. В 1716 году Трезини сам же перестраивает их полностью в камне. Петровские ворота, долгое время служившие единственным входом в Петропавловскую крепость, возводились в честь освобождения Невских земель от шведов и петровских викторий.

Петропавловский собор, архитектор – Д. Трезини, годы постройки: 1712 – 1732

В этом году исполняется 310 лет с начала строительства каменного Петропавловского собора. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди других русских городов, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни в Москве. Новый храм должен был стать самым грандиозным и самым заметным сооружением новой столицы – Санкт-Петербурга.

Итак, собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь которых и назван Петербург — идейное и композиционное ядро ансамбля Петропавловской крепости. Его сооружение по проекту и под руководством Трезини заняло 20 лет — до 1732 года. Главное украшение собора — резной золочёный иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и его супруги Екатерины I. Иконостас был создан в Москве по рисункам Трезини группой мастеров-резчиков под руководством Ивана Зарудного. Программу иконостаса из 43 икон составили лично Пётр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Перед алтарём установлена кафедра для произнесения проповедей. В русских православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала. Впервые она была введена в царствование Петра I. Ну а сами императоры находились напротив.

Университетская набережная, дом 7/9. Здание Двенадцати коллегий (Главный корпус СПбГУ), архитекторы – Д. Трезини, Л. Т. Швертфегер, годы постройки: 1722 – 1742

Пётр Первый задумывал Васильевский остров, как административный центр новой столицы России. 300 лет назад Трезини приступил к строительству – как бы мы сказали сегодня – Дома Правительства. Вот оно – легендарное Здание Двенадцати коллегий — крупнейший по размерам памятник «петровского барокко». Здание представляет собой двенадцать одинаковых трёхэтажных корпусов — аркад, соединённых между собой. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчёркивает их взаимосвязь при решении государственных задач. Кстати, здание выходит торцом к Неве, а своим фасадом на нынешнюю Менделеевскую линию. По задумке Трезини в этом районе всё должно было быть как в Венеции – канал, по которому подплывали бы на лодках в здание по государственным делам. Тут действительно был прорыт канал, засыпанный уже во времена Екатерины II, поэтому и парадный фасад здания выходит именно на эту сторону. Любопытная археологическая деталь – после одной из современных реставраций перед зданием удалось восстановить кладку брусчаткой петровского времени.

При Петре I был заложен только фундамент. А этот знаменитый коридор появился уже после смерти самого Трезини, ведь суммарно со всеми надстройками здание возводилось, как и Петропавловский собор – 20 лет. Его достраивали племянник архитектора – Карло Джузеппе Трезини и ученик мастера – Михаил Земцов.

Петровский (Сенатский) зал, архитектор – М. Г. Земцов, отделан в 1736 году

Интерьеры здания Двенадцати коллегий многократно перестраивали и ремонтировали. Начальную отделку сохранил только квадратный в плане, двусветный зал под названием Петровский — шедевр архитектуры периода правления императрицы Анны Иоанновны. Его отделка выполнена в середине 30-х годов XVIII века под руководством Михаила Земцова.

Несмотря на то, что зал назывался Сенатским, его оформление племянница Петра – императрица Анна Иоанновна посвятила своему великому дяде. Именно она вновь вернула столицу Империи в Санкт-Петербург, приказала двору вернуться из Москвы в Петербург и заставила Трезини продолжить строительство Офиса для госаппарата. Кстати, обратите внимание, что в интерьере сохранились вот эти лепные десюдепорты с вензелями на латыни «Р» и «А» (начальные буквы имён Петра I и Анны Иоанновны).

18-я линия Васильевского острова. Дом Репниных (Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов), архитекторы – Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, построен в 1720-е годы

Трезини активно занимался застройкой Васильевского острова. Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, он составил по указанию Петра I «образцовые» проекты городских жилых домов и пригородных дач для представителей самых разных сословий. Другими словами – Трезини был автором первой типовой застройки районов Петербурга. Также зодчий предложил, как расположить дома на Васильевском острове. Он считал, что здания на берегу Финского залива должны быть повёрнуты к морю. Спустя 300 лет мы до сих пор можем наблюдать особую планировку уступами, придуманную Трезини!

набережная реки Фонтанки. Летний Дворец Петра I, архитектор – Д. Трезини, годы постройки: 1710 – 1714

Трезини вёл практически все каменные постройки Санкт-Петербурга (одновременно до 30–40 проектов), чертил эскизы, планы и фасады, остальное делали его многочисленные ученики. Надо сказать, что Трезини заложил основы европейской школы в петербургской архитектуре, хотя формально был не художником, а инженером-фортификатором. В 1726 году супруга Петра I – императрица Екатерина I в качестве высшей награды за службу русскому престолу пожаловала Трезини чин полковника от фортификации, даровала ему красный мундир и шпагу.

Ну а что касается нас с вами – потомков и Трезини, и Петра I, жителей современного Петербурга, то мы можем быть благодарны первому зодчему за эти архитектурные шедевры, которые сегодня — спустя 300 лет по-прежнему являются визитными карточками Града Петрова!