В эти дни в Архангельской области, в деревне Норинская, завершается основной этап восстановления дома Иосифа Бродского, где будет расположен музей поэта. Здесь будущий Нобелевский лауреат полтора года отбывал наказание за тунеядство. Корреспондент «Петербургского дневника» Артур Ходырев посетил деревню, и узнал, как идёт реставрация и поиск экспонатов.
Сослав Иосифа Бродского в Норинскую, судебная система СССР, сама того не ведая, сделала мировой литературе огромное одолжение. Именно в северной глубинке Бродский из талантливого поэта переродился в будущего Нобелевского лауреата. К слову, сам Бродский назвал эти восемнадцать месяцев самыми счастливыми в своей жизни.
Иосиф Бродский, поэт: «Я суд не вспоминаю. Деревню, в которой я жил, я вспоминаю с колоссальной нежностью. Людей я вспоминаю особенно. Знаете, я во всякие там экспедиции ездил, колесил по стране. Но это все такое, подметки рвешь, по поверхности все. А там вот встаешь в 6 утра. Там то ли тундра, то ли лесотундра. И ты понимаешь, что по всей территории, европейской части СССР миллионы людей также встают и идут. Если у меня есть отождествление себя с народом, то это оттуда».
Когда Бродский приехал в Норинскую, ленинградского интеллигента поразила невероятная нищета, в которой жили люди. Спустя более полувека ситуация изменилась мало. Но, не смотря на это, пока в Санкт-Петербурге годами пытаются открыть музей Бродского, в Коноше, местном райцентре, уже как минимум три экспозиции. Одна из них в библиотеке имени поэта, а в местном краеведческом музее хранится печатная машинка будущего Нобелевского лауреата и номер газеты, первой опубликовавшей его стихотворение "Осеннее". Есть частный музей семьи Распоповых. Отец главы семейства как-то подвозил Бродского. А после стал собирать книги о нем. Своему сыну он позже скажет: "Тунеядцев здесь я видел много. Но такого необычного я встретил впервые".
Уезжая из Норинской, поэт обещал хозяйке дома убрать картошку. Теперь с этого процесса начинается визит губернатора Архангельской области и журналистов к месту ссылки Бродского. Скоро здесь откроют музей.
Ирина Войнова, главный архитектор, заместитель директора НИИ спецпроект «Реставрация»: «Я приняла на себя ответственность и честь за то, чтобы закончить это. Подрядчика нашли, некоторые финансы нашли. Теперь мы с ними работаем бок о бок, рука об руку, чтобы реализовать это. Самым сложным было соединить несоединимое. Бродского, которого я знала как лауреата и наши северные места, которые совершенно другой менталитет имеют. Это было для меня большим препятствием».
Артур Ходырев, корреспондент: «Сохранить оригинальную постройку не получилось. Основание старого здания сильно прогнило. Поэтому, чтобы хоть как-то сохранить аутентичность строения, реставраторам пришлось найти и выкупить здание того же года постройки. Сейчас дом уже возвели под крышу, строительство идем полным ходом. Такая скорость вполне оправдана, ведь открыть музей собираются уже в мае, к юбилею поэта»
Переживали за экспонаты, но при разборе дома нашли уникальные вещи.
Любовь Чеплагина, главный редактор газеты «Коношский Курьер»:
«При разборе дома нашли такую табличку. Видно, с почтовой коробки. Написано «Бродскому Иосифу», обратный адрес – Литейный проспект, Ленинград. Отец сыну сюда посылку посылал. Ещё есть самовар, из которого пил Бродский в местном чайном доме.
Все это пока хранится в редакции местной газеты. Ведь именно региональные СМИ выступили инициаторами создания музея. Теперь журналисты хотят создать рядом березовую аллею. И уже три года гости Норинской высаживают новые деревья.
Артур Ходырев
«Петербугский дневник»