Рухнувшие дворцы

 

Максим Облендер отправился в Ропшу, чтобы узнать историю бывшего дворца Романовых, что он представляет собой сейчас и возможности спасения ансамбля.

Дворец в Ропше за свою историю повидал много событий. Здесь при загадочных обстоятельствах погиб император Петр III, преобразованием усадьбы занимался сам архитектор Растрелли, в её окрестностях охотился Николай II.

Всеволод Пежемский, историк: «Ропшинский ансамбль сформировался еще раньше, в середине 18 века. С тех пор он был местом, куда приезжали исторические персоны и коронованные особы. И еще один момент: здесь работали лучшие архитекторы, лучшие специалисты по парковой скульптуре и хозяйству. В действительности это уникальный памятник».

Дворец, уцелевший даже в годы Великой Отечественной войны, превратился в руины лишь за последние 30 лет. Между тем, еще в 70-х его хотели привести в порядок. Тогда в один из исследовательских институтов поступил заказ на реставрацию. Сделали рабочие чертежи, замеры и фотографии интерьеров. Тогда проведение работ не требовало больших денег. Уникальные документы, кстати, сохранились и сегодня представляют большую ценность.

Михаил Мильчик, заместитель гендиректора НИИ «Спецпроектреставрация»: «Все, что сохранилось сегодня, нужно сохранить. Стены, колонны восстановить из подлинного материала, а все остальное воссоздать. То есть, это будет копия со включением подлинных элементов».

К сожалению, Ропшинский дворец не единственный разрушающийся памятник. Неподалеку расположилась Благовещенская церковь. Уникальный сохранившийся пример шведского храмостроения.

Максим Облендер, корреспондент: «Благовещенская церковь в Ропше построена еще в Петровские времена, в начале 18 века. Такие здания, в принципе, можно пересчитать по пальцам. Долгое время она использовалась по прямому назначению как приход. А в советские времена здесь, прямо посреди погоста, решили сделать сельский клуб и даже показывали кино. Сейчас Благовещенская, как и многие здания в Петербурге и его окрестностях, представляющие историческую ценность, переживает не самые лучшие свои времена».

Уже в ближайшее время Петербург может расстаться с дворцово-парковым комплексом Гостилицы, с крепостью Копорье, навсегда потерян разрушенный в годы войны Английский дворец. Что же касается Ропшинского, на него, похоже, обратили внимание после недавнего обрушения фронтона. Даже выделены первые средства –  15 миллионов рублей. Сколько же всего памятников ждут, пока их заметят, подсчитать невозможно.