Город подключился к проекту по сохранению памяти жертв политических репрессий. К 12 домам, которые стали последним адресом для репрессированных, общественники прикрепили металлические таблички размером с ладонь, сдержанно повествующие о трагической судьбе человека.
Татьяна Элькина, корреспондент: «Одно имя, один адрес, один знак. В Петербурге открыли первые 12 табличек с именами репрессированных ленинградцев. Это дом 23 на улице Рубинштейна. Отсюда в 38-м забрали инженера-экономиста Эриха Аваляна. Спустя 77 лет здесь появился памятный знак с его именем».
Инициаторами установки этой таблички с датами рождения и расстрела стали родственники репрессированного. Карлос Авалян прилетел в Петербург из Киева всего на один день, чтобы поучаствовать в церемонии открытия.
Карлос Авалян, родственник репрессированного: «Это мой двоюродный брат. Я приехал сюда специально, чтобы помянуть своего мальчика…»
В проект «Последний адрес» сейчас поступают десятки заявок на установку памятных табличек. Причем обращаются не только родные расстрелянных, но и просто неравнодушные люди. Лидия Петрова и Саргис Варданян переехали из Вильнюса в Петербург 15 лет назад. Совсем недавно они узнали, что из их дома на 13-ой Красноармейской тоже уводили людей на расстрел. Через месяц по этому адресу появится такой же памятный знак.
Саргис Варданян, житель Петербурга: «У нас жил человек, Панкок его фамилия, латыш по национальности, которого в 39 году увели из нашего дома в последний раз. Наша семья, конкретно дедушка моей жены, был репрессирован и вообще чисто по-человечески мы решили присоединиться к этой программе». Последним адресом сразу для двух мужчин стал дом на Фонтанке, 34. В 41-ом отсюда забрали рабочего Генриха Каминского, спустя 8 лет — известного искусствоведа Николая Пунина. Память о них навсегда сохранят эти мемориальные знаки».
Евгения Кулакова координатор проекта «Последний адрес» в Санкт-Петербурге: «Табличка небольшая – размером с ладонь. Очень лаконичная. О многих людях, которые пострадали от государственного террора в СССР, не осталось ничего. У нас нет даже их фотографий. Вот именно эту пустоту символизирует отсутствующее место — этот квадрат».
На сегодняшний день таких памятных знаков по всей стране чуть больше 30. Часть из них в Москве, часть — в Петербурге. Но прием заявок идет и в других городах – Костроме, Ижевске, Ярославле, Барнауле, Якутске. Организаторы проекта хотят, чтобы в каждом уголке России были увековечены имена тех, кто стал жертвой страшных политических репрессий.