Сегодня, в Международный день театра, Татьяна Элькина подготовила обзор наиболее резонансных постановок сезона.

С начала 2014 года билеты на громкую постановку Андрея Могучего на новой сцене БДТ просто не достать. Каждый спекталь – зрительный зал полон. В главной роли Алиса Фрейндлих. Из сказки, написанной полтора века назад Льюисом Кэрроллом, режиссер Андрей Могучий взял, пожалуй, только образы. Спектакль очень сложный. Чтобы понять смысл происходящего, нужно как минимум несколько раз прочитать Кэрролла, знать его биографию и биографию Алисы Бруновны Фрейндлих.

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ имени Г.А. Товстоногова:  «Пьеса о том, что персонаж, главный герой по имени Алиса, погружается в свою память, в свое прошлое в поисках самой себя».

«Вишневый сад» – еще одна нашумевшая премьера 2014-го. Актеры малого драматического театра значительную часть спектакля проводят в зрительном зале. Вишневые деревья зритель видит на экране, в черно-белом фильме. Его, кстати, снимали под Гамбургом. Там находится самый большой заброшенный вишневый сад в Германии. Актеры посещали его для того, чтобы лучше вжиться в роль. Над текстом классика работали больше года – сокращали и даже немного упрощали, но не в ущерб Чехову, а лишь для лучшего понимания.

Другую пьесу Чехова – «Три сестры» – поставил режиссер Театра имени Ленсовета Юрий Бутусов. Пьесу режиссер дробит на мелкие части, смакуя каждую подробность. К столь фанатичному прочтению Чехова не готова примерно треть зала – спектакль из раза в раз покидает внушительная часть публики.

Дмитрий Циликин, театральный критик: «Мы привыкли, что чеховские герои ходят по сцене, едят и разговаривают, а внутри у них происходят какие-то бури, о которых мы только догадываемся. Этот спектакль показывает этих демонов. Весь ужас, который внутри этих людей, явлен воочию».

3D-декорации, гигантские экраны, суперсовременное световое оборудование и живой вокал. Самым обсуждаемым мюзиклом 2014 года стала петербургская постановка «Мастера и Маргариты». Над ним работали 6 композиторов и 6 либреттистов – всю музыку писали с нуля. Симфонический оркестр дополняют ритмы этно и даже хип-хопа. А все знаментые монологи Булгакова превращены в стихи.

Еще одна неклассическая музыкальная постановка прошлого года – опера-митинг «Крым» в театре «Санкт-Петербург Опера». В основе спектакля произведение Мариана Коваля «Севастопольцы» о защитниках города-героя. Режиссер Юрий Александров создал спекталь о любви к родине. На потолок проецируется мирная и военная кинохроника. На сцене театра сидят зрители. Все действие переносится в центр зала. Шаг за шагом присутствующие отслеживают сложную историю полуострова. Актеры задают вопросы зрителю напрямую, таким образом, каждый участник происходящего может высказать свою гражданскую позицию.