Работу транспортного узла изучил Артур Ходырев.
На период, когда нет навигации, для сторонних наблюдателей, вроде нашей съемочной группы, жизнь порта замирает. Но приглядевшись, понимаешь: жизнь здесь кипит, проезжающие машины на пунктах пропуска исправно досматривают, внутри здания идеальная чистота. Пустующие пока причалы – лишь картинка, снятая из окна диспетчерской. Персонал работает 24 часа. В порту готовятся к туристическому сезону.
Первый морской визит в этом году состоится уже второго мая. Количество туристов в городе увеличится на 3000 человек. Дальше по нарастающей, по несколько судов в день.
Серик Жусупов, президент АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад"»: «Здесь созданы прекрасные условия для пассажиров. Важно понимать, что резко выросло качество оказываемой услуги. Морской вокзал физически и морально устарел, а у нас созданы все условия, и мы готовы принимать ещё больше пассажиров, постоянно работаем, развиваемся. К нам заходят, бывает, в день сразу несколько лайнеров, несколько тысяч человек плюс команда. Все обычно довольны».
Здесь пока не принимали паромы, курсирующие между Петербургом и Скандинавскими странами. На их борту, помимо людей, перевозят грузы и личные автомобили. Но теперь, когда статус порта изменен на грузопассажирский, обслуживать подобный класс транспорта станет возможным. Впервые это хотели сделать ещё в 2011 году. Тогда инициатива вызвала масштабные протесты жителей Васильевского острова. Многие опасались, что к привычным пробкам добавятся очереди из фур.
Артур Ходырев, корреспондент: «Эта морская гавань принимает примерно 230 пассажирских судов в год. Через 2 года их станет ещё больше. Впрочем на транспортную ситуацию, которая складывается на Васильевском острове, это не должно сильно повлиять. Ведь изменение статуса порта не значит, что в Петербург станет поступать больше грузов. Просто увеличилось количество инфраструктуры, которая их обрабатывает».
Серик Жусупов, президент АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад"»: «Для нас это очередной толчок в работе. Необходимая законодательная база, без которой невозможно полноценно осуществлять дальнейшую организационную, подготовительную работу. Это и проектная документация, и строительство какое-то. Изменение статуса – это изменение качества услуги оказываемой в Петербурге, как в портовом городе. Мы планируем принять первые грузы только в начале 2017, не раньше. Я полагаю, что мы даже немного улучшим транспортную ситуацию».
После ввода в эксплуатацию центрального участка ЗСД схема должна заработать. Туристы будут прибывать в современный порт, а перевозка грузов не создаст дополнительный трафик. И в этом случае новая гавань действительно может стать для Петербурга Парадными морскими воротами.