Что для иностранцев, живущих в России, День победы? И как петербургские немцы, американцы и англичане отреагировали на отказ лидеров их стран приехать на 9 мая в Москву?  Ответ узнал Павел Никифоров.

Юрий Зинчук, ведущий: «В канун Парада Победы на Красной площади в Москву прилетели 16 глав государств и правительств. Но мы — принимающая сторона — приглашали на празднование 70-летия Великой Победы намного больше президентов и премьеров Западных стран. Тем временем, президент Украины Петр Порошенко, будучи в польском Гданьске, заявил, что благодарен тем главам государств, которые отказались от участия в параде 9 мая в Москве. Кому же Порошенко сказал свое спасибо? Не приехали президенты и министры союзных стран: Америки, Великобритании, Франции. Не приехала и немецкий канцлер Ангела Меркель.

Павел Никифоров нашел в Петербурге немца, англичанина и американца. Чтобы выяснить, а как они относятся к тому, что главы их государств не приехали к нам? А что для них самих значит этот день – 9 мая? И, как связаны истории их семей с Великой Отечественной? Вот его репортаж! Кстати, всем главам Америки, Англии и Германии рекомендуется к просмотру».

Немец Фриц — и тут без шуток: студента-международника из Германии действительно зовут Фриц — ходит по развалинам Рейхстага. К годовщине победы их педантично воссоздали для выставки в ЛенЭкспо. В отличие от канцлера Ангелы Меркель, которая отказалась от посещения парада на Красной площади, Фриц 9 мая проведет в России.

Фриц Байндорфф, студент: «Если бы она приехала на парад в Москву, то это был бы жест дружбы. Но я не хотел бы связываться с политикой. У меня есть личная позиция, и она заключается в том, что мы должны помнить эти страшные события. В том числе и те, что произошли в блокадном Ленинграде».

Причем Фриц знает о чем говорит, вспоминая страшные события второй мировой. История его семьи напрямую связана с Великой Отечественной.

Фриц Байндорфф, студент: «Мой дедушка воевал в Сталинграде. Его вывезли последними самолетами. Но были в семье и те, кто в итоге погиб».

Улыбающийся во все лицо американец Кристиан с французской фамилией Курбуа и российским паспортом в кармане живет в Петербурге уже 20 лет. К тому, что президент Обама отказался приехать в Москву на парад, Кристиан относится очень просто. Ну не приехали главы государств – их дело.

Кристиан Курбуа, предприниматель: «Окей, что я думаю про это. Если я приглашаю много моих друзей в день рождения, и кто-то не приезжает на него, то я не грущу. Это их решение, их политика. Я не вижу здесь проблем».

Хотя сам Кристиан день победы чтит. Для него — американца — это не просто очередное число в календаре. Сердце ёкает, признается он. Особенно в таком городе, как Петербург.

Кристиан Курбуа, предприниматель: «Что я люблю в 9 мая, так это ветеранов. Это очень гордые люди. С медалями на груди. И они готовы посидеть и поговорить, рассказать, о чем они думают. Это очень красиво».

В семье Курбуа есть и свои ветераны. Одно дело, когда ты встречаешься с иностранцем и рассказываешь ему, что пережил город во время войны. Что пережил весь советский народ. А другое, когда этот же иностранец тебе в ответ рассказывает вот такую историю своих близких.

Кристиан Курбуа, предприниматель: «Мои дедушка и бабушка сидели в плену у японцев. И они понимают, что такое война».

Англичанин Тобин работает голосом. Голосом скоростной «Ласточки». Голосом «Сапсана». Это его бархатистый баритон, мы слышим когда садимся в поезд на Московском вокзале.

Его семья тоже пострадала во Вторую мировую, бежав от ужасов войны из Восточной Европы в Великобританию. Кстати, в самой Англии, как говорит Тобин, отчетливо понимают вклад России в общую победу. Роль Советского Союза на туманном Альбионе никто и не думает оспаривать, несмотря на все последние настроения в европейском обществе.

Тобин Обер, журналист: «У нас есть распространенная идея, это цитата. Суть её вот в чем – англичане дали время, американцы — деньги, а русские кровь. И люди понимают, какие жертвы здесь в России были».

А вот касательно не приезда на парад Победы в Россию премьера Кэмерона, Тобин высказывается осторожно. Более того, для него решение Кэмерона — это личный жест, а не решение всего британского народа.

Тобин Обер, журналист: «Я никак к этому не отношусь. Это политика текущего момента. А что я могу сказать с уверенностью, так это то, что в Англии точно знают и помнят роль России во Второй мировой».

Союзники американцы и англичане, как и канцлер Германии, на парад приехать отказались. Но постоянно и широко улыбающийся Кристиан, и немецкий студент с нарицательным именем Фриц, и английский голос в Петербурге Тобин Обер — недвусмысленно дали понять, что решение их президентов — это не позиция нации, народа. «Мы-то здесь, – говорят все трое, – Мы и наши семьи знают, что такое день Победы». А это куда важнее, чем приезд или не приезд очередного главы государства.