Кто идет в реставраторы и с какими трудностями приходится сталкиваться при обучении и студентам, и преподавателям, выяснила Татьяна Элькина.
Сотни движений и гипсовая модель обретает правильные формы. Каждая виноградинка должна быть как настоящая.
Максим Ушаков, учащийся, лепщик-модельщик: «Любовь заключается в том, что меня тянет к материалу, тянет заняться им, когда я с ним работаю, я увлекаюсь. Приведение его к идеалу – это отражение всех моих мыслей, можно сказать».
В группе Максима 22 человека. Сейчас ребята заканчивают свой второй год обучения. В колледж они пришли после 9 класса и кроме общеобразовательных предметов занимаются лепкой, рисунком, изучают архитектуру и свойства материалов. Но большую часть времени студенты проводят в мастерских, где учатся работать руками.
Виктор Ганночка, мастер производственного обучения: «Реставратор – это такой своеобразный, не знаю, уместна эта аналогия или нет, доктор города. Насколько хорошо он выполняет свою задачу, настолько хорошо будет выглядеть город. Ребенок должен изначально понимать, что приходя сюда, он несет уже какую-то социальную ответственность перед самим собой, перед обществом».
Анатолий Бабич уже 30 с лишним лет учит будущих реставраторов деревянных изделий. Он убежден: главное для студента – освоить азы, то есть самые простые столярные операции.
Анатолий Бабич, мастер производственного обучения, заслуженный мастер России: «Если мы не освоим вот такие простые вещи, которые без клея держатся, мы реставрацию качественно не сможем выполнить, и Санкт-Петербург наш не получит хороших и качественных рабочих. И вообще реставрация, я сколько раз говорил, это связь, это связь прошлого, настоящего и будущего».
В последние годы во всех реставрационных колледжах страны сократились часы работы в мастерских, то есть практики. Хотя эта профессия требует много времени, чтобы овладеть ею.
Алексей Веретенников, мастер производственного обучения: «Нам сложнее стало значительно готовить специалистов. У нас как всегда в России все держится на энтузиазме людей, влюбленных в свое дело, мы все равно добиваемся результатов, учим, конечно, детей, но это на порядок тяжелее, когда у вас времени отведено намного меньше».
Преподаватели и студенты вынуждены заниматься дополнительно, во внеурочное время. Иначе достойного результата попросту не добиться. Ведь мастера средней руки можно сделать из любого. Не реставрация — дело более сложное. И как показывает практика, из 10 ребят в профессии остается лишь несколько человек.