Как начинала работать первая линия ленинградской подземки, рассказывает Максим Облендер.
Красный пригласительный билет – один из первых музейных экспонатов. 60 лет назад, в первые дни работы ленинградского метрополитена по нему можно было прийти на открытие и кататься совершенно бесплатно. Тогда катались все: по много раз и подолгу не поднимаясь наверх и изучая каждую станцию.
Евгений Евдокимов, историк: «Один пожилой рабочий Кировского завода рассказывал. Я раньше 40 минут ехал до работы, теперь полтора часа буду добираться. Его спрашивают как? Ему надо было выйти на каждой полюбоваться. А ещё наверх надо подняться. Того гляди на работу опоздаю».
В музее метро экспонатов за годы работы подземки накопилось достаточно. Есть и распространённые, вроде моделей вагонов состава и поддельных жетонов, есть по-настоящему редкие.
Евгений Евдокимов, историк: «Некоторые вещи и предметы интерьера, которые видели первые пассажиры подземки, сейчас в метро уже не увидишь. Вот, например, здесь барельефы со станции Технологический институт. В своё время их по понятным причинам демонтировали, когда развенчивали культ личности Сталина, но благодаря музею их можно увидеть и сейчас».
Максим Облендер, корреспондент: «Интересная история связана и с этим экспонатом. Это имитация колонны со станции метро Автово. Когда 60 лет назад метро открывали, облицевать все колонны стеклом не успели. Некоторые временно оставили мраморными. Как оказалось, временное – самое вечное. Мраморные колонны на станции можно встретить до сих пор.
Но даже с мраморными колоннами, которые не успели облицевать в срок, метро произвело на ленинградцев неизгладимое впечатление. Тогда на каждой станции лежали книги отзывов, где порой встречались и такие строки.
Виктор Червяков, директор музея метро: «Спасибо партии, правительству, за этот чудесный подарок, я с восторгом осмотрела все эти подземные дворцы. Я как будто побывала на том свете. Не знаю, ассоциации были у неё с раем или с адом».
Сейчас метро уже вряд ли кого-то удивишь. За шесть десятилетий поездки под землей стали для петербуржцев привычным делом. А вот обновлённый музей метрополитена удивляет.
Максим Облендер, корреспондент: «Как и любой современный музей, музей метро полностью интерактивный. Здесь не просто можно почувствовать себя пассажиром в ретровагоне, но даже побыть машинистом. Заходим в кабину. Садимся, смотрим в зеркало. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Технологический институт". Поехали».