Артур Ходырев выяснил, как отразилось падение рубля на жизни петербуржцев в различных сферах: от валютной ипотеки до путешествий и дорожающей техники.
Артур Ходырев, корреспондент: «Импортозамещение, кризис, стоимость нефти, падение рубля. Среди моих знакомых есть сразу несколько человек, которые считают "Нас это никак не касается", но ровно до тех пор, пока речь не зайдет о стоимости продуктов. Одни говорят о подорожавшей в разы гречке, другие обратили внимание на молоко. Что до меня, то вот этот к кекс к чаю в 2008 году я покупал за 38 рублей. Сейчас он стоит 126».
И как отметила моя коллега «последние 50 рублей точно за последний год». Падение рубля сказалось на всех. Правда, для одних – это неприятная, но терпимая действительность. Для других – трагедия всей жизни.
Ирина Лебедева, валютный заемщик: «Взяла я 60 тысяч долларов. За 8 лет и 2 месяца я выплатила около 70 тысяч долларов США. Плюс-минус».
За это время к долгу Ирины уже прибавились пени и различные штрафы. В результате – женщина еще должна банку около трех миллионов рублей. Таких средств у нее нет.
Ирина Лебедева, валютный заемщик: «Банк хочет полностью забрать эту квартиру, в которую вложена комната в коммуналке, откуда я съезжала. И, получается, еще 70 тыс. долларов».
Ответы из различных ведомств Москвы и Петербурга лежат ровной стопкой на столе. Лучшее, что пока предложили Ирине – 6 кв. м. для нее и несовершеннолетней дочери из фонда госимущества. На случай, если их все таки выселят.
Наргиз и ее десятилтний сын Лев четыре года назад впервые встали на лыжи. С тех пор на склоне каждую зиму. Предпочтения отдавали евпропейским курортам. Упавший рубль взвинтил цены на амуницию, на скипасы и фактически закрыл Европу для российских спортсменов-любителей.
Наргиз Степанова, лыжник: «Поначалу было расстройство, что не сможем никуда поехать. Но теперь мы знаем, что у нас есть Сочи. Олимпийские трассы несравнимы, как оказалось, ни с какой Финляндией, может и с Альпами. Есть с чем сравнить. С удовольствием буду кататься в России. И по цене доступно, и нет языкового барьера. И по доступности в плане расстояния – везде можно доехать на машине. Удобно».
Пока одни россияне ищут способ, как рационально потратить деньги на отдых, другие пытаются заработать. В сфере финансов – спрос на услуги управления капиталом и обучения финансовой грамотности за последний год заметно вырос.
Сергей Козловский, ведущий аналитик брокерской компании, экономист: «Ажиотаж был связан с переводом своих рублевых счетов в валютные счета. Благо это делается просто, в отличие от рынка наличности, от кэша. Все это связано с изменением курса. Любого, любого биржевого инструмента. Раньше он за день менялся на 1-2% за день. Когда 5 — 10% за день – это вызывает интерес, азарт и привлекает даже тех, кто раньше был далек от разного рода спекуляций».
В этом случае, если кто-то сможет таким образом заработать, можно только порадоваться. В остальном специалисты дают неутешительный прогноз для российской экономики.
По-прежнему, доходы нашего государства напрямую зависят от нефти. От того объема, который мы продаем. Более того, может для кого-то это будет новостью, если бы мы с 99 года постоянно не наращивали объем экспорта в миллионах баррелей – сейчас котировка была бы и 100 и 150 рублей. Только за счет того, что мы завоёвываем новые рынки, наша экономика держится.
Проще говоря, долгосрочные нефтяные контракты обеспечивают хоть какое-то стабильное поступление валюты в российскую экономику. Но для большинства это лишь слова. На деле – очереди в магазинах. Чтобы хоть как-то компенсировать потери, петербуржцы скупают бытовую технику, теперь в основном в кредит. Полагая, что даже с процентами в итоге выйдет дешевле, чем по неизвестному курсу, который будет через неделю-другую.