Эти приборы помогают ученым разрабатывать новые методы лечения онкологии. Алексей – один из сотрудников лаборатории нанобиотехнологий, которые уже три года разрабатывает фотодинамическую терапию. Больному вводится внутривенно специальный светочувствительный препарат, который накапливается только в опухоли. Под действием света он распадается на высокоактивные радикалы и таким образом уничтожаются только раковые клетки, а здоровые ткани не страдают. Но препарат, с которым работают ученые, импортный, его не хватает, а потому исследования приходится часто приостанавливать.
Богданов Алексей, старший научный сотрудник лаборатории нанобиотехнологий: «По факту то, что в США можно получить за три дня, мы можем за полгода, а то и не получить, потому что там санкции или еще что-нибудь. Т.е. вот одна из таких проблем. Ну и плюс стоимость, конечно. У нас все дороже.
А в этой лаборатории из-за аналогичных проблем приходится не только приостанавливать исследования, но и отказываться от некоторых из них. В России, например, не производят сырье необходимого качества для уникальной установки. Она располагается в этой, так называемой «чистой комнате» академического университета. Стерильность необходима для проведения этих работ.
Алексей Буравлев, доктор физико-математических наук: «Это установка молекулярной пучковой эпитаксии. Она позволяет осуществлять синтез Атрибы-5 полупроводниковых соединений с очень прецизионной точностью».
Если по-простому, этот прибор нужен для создания новых материалов. С заранее заданными свойствами. Оборудование иностранное, стоит целое состояние — миллионы долларов. Поддерживать его работу очень дорого. А из-за экономических и политических проблем общаться с иностранным производителем становится все труднее.
В этой лаборатории изучают возобновляемые источники энергии. Но проблемы те же — исследования тормозит закупка расходных материалов. Для американского оборудования подходят материалы только своего производителя. А результаты исследований, которые здесь проводят вызывают интерес у иностранных коллег. Ученым удалось повысить эффективность солнечных батарей настолько, что для труднодоступных районов они теперь вполне оправданы с экономической точки зрения.
Иван Мухин, заведующий лабораторией возобновляемых источников энергии: «Надо потратить некоторое количество денег на инвестиции. И вопрос — через сколько это окупится. Т.е. сколько вы электроэнергии должны произвести, чтобы просто взять из розетки и заплатить за эти кВт в часы. Понятно, что в Санкт-Петербурге время окупаемости будет выше, потому что солнца здесь меньше. А в солнечных частях России срок окупаемости будет значительно короче. Здесь есть такая конкуренция экономическая».
Пока инвестора для этого проекта не нашлось. Пока цены на нефть были достаточно высокими, бизнесменам предпочитали вкладывать средства именно в эту отрасль. Возможно, теперь ситуация изменится. Но в академическом университете шесть лабораторий. Каждая из них занимается не только прикладной наукой. Она невозможна без фундаментальных исследований. А финансировать их может только государство. И пока этих средств явно недостаточно.