Такие экскурсии Ярослав проводит почти каждый день. Туристы со всей России приезжают в Петербург, чтобы увидеть уникальные, больше нигде не сохранившиеся коммуналки.
Ярослав Любимов, экскурсовод: «Это кладовка или по местному МОП – место общественного пользования. Вы видите, здесь никто не живет. И поэтому комната требует ремонта. А вот здесь у нас кухня. Обратите внимание на количество плит. На каждой плите готовят себе еду 2-3 человека. И вторгаться в чужую зону строго запрещается».
В 10 комнатах живут 20 человек. К гостям многие из них давно привыкли – экскурсии сюда водят уже не первый год. Туристы, которые попадают сюда всего на час, неизменно удивляются и задают один и тот же вопрос – почему не расселяют? Ответ у каждого свой.
Светлана Медноногова-Салычева, собственница комнаты в коммунальной квартире: «Это самый центр Петербурга. Выглянешь в окно – театр на Литейном, музей Ахматовой. Что мне еще нужно в моем возрасте? Выйти, через дорогу дойти, и я опять в центре всей культуры. Чаще всего, когда расселяют, дают на задворках, в спальных районах и потому получается некоторый диссонанс. Конечно, надо расселять срочным образом».
Татьяна Элькина, корреспондент: «Еще одна коммунальная квартира. Экскурсии сюда не водят. Но нас согласились пустить в гости. Этот дом построили в 1863 году. Полы уже давно просели. На шкафах здесь автомобильные покрышки, бесчисленные коробки и пакеты. А тут самое интересное – кухня в коммуналке. Интересно, сколько месяцев не мыли эту сковородку. Что здесь? Уборная. Кажется, мы попали в настоящую петербургскую коммунальную квартиру».
Здесь 5 комнат. 10 жителей. К некоторым частенько приходят шумные гости. В общем, жизнь в коммуналке непроста.
Инна Ворфлик, жительница коммунальной квартиры: «В коммуналке очень тяжело. Сильно много соседей. В квартире сам себе хозяин, а здесь приходится делить и кухню, делить и ванную с туалетом».
Но и это не самое страшное. Пару лет назад соседний дом начали перестраивать под бизнес-центр. Коммуналка буквально затрещала по швам. Застройщик пообещал сделать ремонт, но как видно ничего не сделал.
Павел Тахтаров, собственник комнаты в коммунальной квартире: «Здесь моя комната. Живется нормально. Живу в районе 9 лет. Было весело, когда потолки на голову падали. Раньше там стоял диван. Приходишь с работы, соседи забивают сваи, и все это на голову. Так до 3, до 4 ночи».
Все собственники уже давно мечтают о расселении. Годы идут, но ничего не меняется.
Павел Тахтаров: «Инвестора проблема найти, потому что кому-то в ремонт надо вкладываться. Приходят. Смотрят. Но либо цена, либо обстановка. Кого-то не устраивает цена, кого-то коммуникации, кого-то – весь этот хаос, трещины. Может быть боятся, что дом упадет».
Таких коммунальных квартир больше ста тысяч, по другим оценкам – около трехсот. Чтобы расселить их, нужны миллиарды. И пока они не найдутся, жителям коммуналок придется здесь жить. Утешаясь лишь тем, что к ним водят экскурсии. Потому что Петербург – единственный город в стране, где есть 10-комнатное советское наследие.