Уже к концу сентября реставраторы готовятся представить обновленные фасады. Также отремонтирован купол и галереи постройки, готова гидроизоляция. Но это внешняя сторона, и это далеко не все, что требуется для воссоздания памятника регионального значения. Что уже удалось сделать, узнала Татьяна Элькина.
Вот так, кирпичик за кирпичиком восстанавливают историческую кладку. К концу сентября фасадам дома омовения на Еврейском кладбище вернут былой вид. Тот, что был больше века назад.
Евгений Шабловский, автор проекта реставрации: «Вот остатки разрушенного кирпича».
Татьяна Элькина, корреспондент: «Это кирпич 1912 года?»
Евгений Шабловский, автор проекта реставрации: «Не 12-го, он раньше, потому что строился он с 1909 года. Разрушенная часть расчищалась. Вычищались гнезда, вставлялись новые кирпичи. Новый раствор, совместимый со старым раствором, специально подобранный».
Осталось восстановить штукатурку. Ее образцы отправляли на исследования в лабораторию, чтобы узнать точный состав. Ведь, как выражаются реставраторы, материалы не должны противоречить друг другу.
Архитектор Яков Гервиц приступил к возведению этого здания еще в 1909 году. Дом омовения пережил войну, обветшание при совестской власти. И, наконец, дождался своей первой реставрации.
Татьяна Элькина, корреспондент: «За годы, пока здание стояло без кровли, в стенах накопилось огромное количество воды. Зимой она замерзала, и лед буквально разрывал изнутри штукатурку и кирпичную кладку. Чтобы теперь убрать эти трещины, в стену вставляется вот такое специальное приспособление. Называется оно пакер. Через него внутрь вводят жидкий известковый раствор».
Стены укрепили. Отчистили от накопленной за столетие грязи. Сделали кровли, воссоздали водостоки. Тут помогли исторические фотографии. Искали их по всем городским архивам.
Татьяна Элькина, корреспондент: «Когда реставраторы пришли на объект, в 2010 году купол храма омовения был в аварийном состоянии. То есть он, почти сгнил. Когда исследовали объект, мы обнаружили фрагменты исторических водостоков, выполненных из меди. То есть это было явное подтверждение того, что купол выполнен из меди».
Строго под куполом центральный зал, где раньше читали молитвы. На втором этаже помещения для женщин, а также хора. А это зал омовения. По древней традиции, покойного иудея сначала нужно омыть сорока литрами воды, облачить в погребальные одежды и только после можно приступить к захоронению.
Проект реставрации интерьеров уже почти готов. Но чтобы воплотить его в жизнь, нужно как минимум 120 миллионов рублей. Если средства найдутся, реставраторы обещают справиться с этим немыслимым количеством работ всего за полтора года.