Правильно прыгать, приземляться и падать пытался научиться корреспондент «Петербургского дневника» Максим Васильчук.
Взмыть ввысь и уже под потолком делать бесконечные сальто и пируэты. Прыжки на батутах –спорт для тех, кто высоты не боится. Ведь в воздухе нужно следить за каждым своим движением — чтобы судьи поставили самые высокие оценки.
Ирина Голубкова, судья международной категории: «Любой спортсмен может получить максимальное количество баллов. Но это должно быть идеально-выполненное упражнение. В центре, с открытиями, с прижатыми руками, с натянутыми носками. Но пока 10-бальную оценку у нас не получал еще никто».
Батут – вещь скрупулезная. Несколько сантиметров от середины – и ты уже не прыгнешь на нужную высоту. А, значит, останешься вне игры. Чтобы довести мастерство до автоматизма, на батуте начинают прыгать с самого раннего детства. К исполнению первого элемента допускают не сразу.
Елена Федоренчик, старший тренер сборной Санкт-Петербурга по прыжкам на батуте: «Надо очень долго к этому идти. С пяти лет если ребенок начал заниматься, то только лет в 9 он придет к пируэту и к двойному сальто. До этого мы учимся держаться на сетке, учимся натягиваться, тянуть руки, ноги, понимаем высоту, а потом уже учим элементы».
Но стараться придется долго. Ведь в этом виде спорте нужны хорошая физическая подготовка, пластика и координация. Если этого нет, успешным батутистом вам уже не стать.
Максим Васильчук, корреспондент: «Человек без специальной подготовки сможет выполнить на батуте лишь пару корявых прыжков. Вот, например, я сейчас попробую попрыгать, но, наверное, у меня получится только красиво упасть. Так, вроде прыгать не страшно, но на сальто я не решусь. Ну, конечно, очень важно, это страховка, чтобы спорстмен смог нормально приземлиться и не получить травму».
Такая страховка нужна при каждом выходе спортсмена на батут. Высота прыжков может достигать шести метров. Помочь мягко приземлиться – задача страховщиков. На вопрос «больно ли падать?» спортсмены отвечают с улыбкой.
Дмитрий Павлов, батутист: «Смотря, как падать. Если летишь на голову, то больно везде будет. А если как-то согнешься, сгруппируешься, хотя бы на спину перевернешься, то как-то помягче будет. А так больно всегда».
Батутисты со стажем говорят: этот вид спорта хоть и напряженный, но эмоциональный. Поэтому ребята на тренировках всегда в хорошем настроении. Занятия проходят шесть раз в неделю по четыре часа. К сожалению для спортсменов, условия для полноценной подготовки есть далеко не везде.
Николай Макаров, президент Федерации прыжков на батуте: «Немного залов. И по каждому региону можно один зал назвать, где можно заниматься на хорошем уровне, на хороших условиях. Хорошие залы в Краснодаре. Хорошие залы в Тольятти. Ну и хороший зал в Новогорске, где тренируется сборная команда страны. Вот и все».
Но даже это не мешает россиянам быть среди лидеров батутного спорта. И хоть на прошедшей Олимпиаде мы остались без медалей, в федерации уверены: грядущие победы за подрастающим резервом. Да и сами юные батутисты о своих достижениях говорить не стесняются.
Вера Беляника, батутистка: «Успехи есть большие. На первенстве мира я первая стала в Америке в 14 году. Первые, вторые места на России бывают. В общем, без призовых мест не остаюсь никогда. Олимпийской чемпионкой хочу стать. В 20 году планирую поехать».
Спортсменки шутят: в Токио до золотых медалей постараемся допрыгнуть. Тогда будем хоть и не быстрее и сильнее, но уж точно – выше остальных.