«Национальность – ленинградец» – еще одна выставка по случаю 75-летия со дня рождения Сергея Довлатова открывается сегодня. Виктория Зуева успела оценить экспозицию.
Виктория Зуева, корреспондент: «Основа выставки – такие интерактивные модули. Здесь можно узнать о том, как сформировался самый ленинградский писатель и пробежаться по Довлатовским местам. Вот, например, карта города с отмеченными на ней адресами: это школа на Фонтанке, в которой он учился».
О школе сохранилось много личных воспоминаний писателя. Например, такое: «Я плохо учился, плохо и разнообразно». Здесь же и выписка из школьного дневника 1958 года, вполне подтверждающая это признание. У Довлатова была тройка даже по литературе.
А вот и дом, в котором он жил. Рубинштейна 23. В коридоре коммунальной квартиры Довлатов долго разговаривал по телефону — в основном о Достоевском, о Прусте, о Кафке. Соседу, полковнику Тихомирову, это было не по душе, про себя он бормотал – таких писателей надо расстреливать. Эти события описаны в повести "Наши". Через цитаты из разных произведений и немногочисленные вещи организаторы выставки попытались воссоздать ту атмосферу, в которой жил Довлатов.
Алексей Семкин, куратор выставки: «Самая главная мемориальная вещь – это вот этот вот стул, замечательный, который выглядит достаточно страшно. Но зато он настоящий. Это стул, измазанный краской, потертый, он стоял на кухне, и мы его с кухни Довлатовской квартиры и забрали».
Рядом с мемориальным стулом печатная машинка «Ундервуд» – точно такая же была у Довлатова.
Экспозиция небольшая, собиралась она с трудом, ведь вещей, принадлежавших именно Довлатову, почти не осталось. Впрочем, память о писателе хранят не столько вещи, сколько книги. Которые даже спустя полвека хорошо продаются в книжных магазинах многих стран мира.