Инфраструктура, инвестиции, прибыль – американская модель выхода из кризиса. В период великой депрессии соединенные штаты тратили деньги исключительно на рабочие места и инфраструктуру. Аналогия напрашивается сама собой. Неужели в Петербурге проблемы будут решать этим проверенным путем?

Артур Ходырев, корреспондент: «Два самых крупных и амбициозных инфраструктурных проекта завершили в этом году. Отсюда, из створа адмиралтейского проезда виден как самый сложный и технологичный пролет ЗСД, так и долгожданный стадион. Новая скоростная магистраль только за первый месяц работы уже сумела разгрузить город. Главному стадиону города еще только предстоит принять первые официальные матчи, и первых болельщиков».

По предварительным расчетам окупаемость стройки десятилетия составит также десять лет. Сценарий пессимистичный, без учета доходов или убытков от проведения Кубка Конфедераций и Кубка мира. Экономический успех ЗСД зависит во многом от автомобилистов. Впрочем, уже озвучены намерения стройки восточного диаметра по той же схеме, что и западного. ЗСД — пример успешного и эффективного сотрудничества бизнеса и государства, позволяющий реализовывать проекты, снижая нагрузку на бюджет. А она сейчас велика.

Артур Ходырев, корреспондент: «ЗакС Петербурга 3-й год подряд верстает антикризисные бюджеты. В этом году он рекордно дефицитный. Тем не менее, основные траты – это долгосрочные проекты, а характеристика главного экономического документа города всегда одинаковая: его считаю социальным. Льготы малоимущим, зарплаты бюджетниками удается поддерживать на более высоком уровне, нежели в других регионах нашей страны».

И этот социальный эффект для города и экономический. Львиная доля дохода города – налоги на доходы физлиц. На фоне падающей экономики – необходимое и стабильное подспорье. Стратегические объекты, вроде метро, строят в рамках отведенных сроков. В сфере коммерческого строительства – не все так гладко. Жилые недострои на севере и юго-западе – источник социальных проблем, уголовных дел. Обманутые дольщики – проблема, спровоцировавшая кардинальные перемены в строительном бизнесе города. Девелоперам повысят норму уставного капитала, заставят платить отчисления в специальный фонд. Квартиры в городе с большой вероятностью, вырастут в цене. Впрочем, есть отрасли, которые показывают невероятный рост в нашем городе.

Артур Ходырев, корреспондент: «Морской Фасад – судоходные парадные ворота Петербурга – второй год подряд позволяют принимать огромные лайнеры с тысячами иностранных туристов. Один из лучших пассажирских терминалов Европы – неотъемлемая часть экономического успеха города в туристической бизнес-сфере. И это в кризис. Второй год подряд Санкт-Петербург – лучшее направление для путешествий».

В год его выбирают полмиллиона туристов. Во многом, поэтому в городе нетипичный для кризисного периода бум в ресторанном бизнесе, наблюдается небольшой рост количества и малых предпринимателей, растет и культурный сектор. Сфотографированный больше всех туристами храм Спаса на Крови – один из самых прибыльных и посещаемых городских музеев. Помимо этого, иностранцы – стабильный источник валюты.

Канун нового года для петербуржца – период трат. Для городской экономики – источник сверхдоходов, который задает тренд. Люди тратят деньги, конторы закрывают отчетные периоды. А значит уже в январе будет понятно, каков он будет – 2017 экономический год.