Дело Певзнера. Точка не поставлена. Конституционный суд сегодня оставил возможным возвращение коллекционеру картины «Христос во гробе» Карла Брюллова. Картина была написана русским живописцем в сороковые годы 19 века для будущего министра двора Его императорского величества графа Владимира Адлерберга. После революции потомки графа завещали полотно православному приходу в Брюсселе. Уже в наши дни картина попала в руки коллекционера Александра Певзнера. В какую сумму она ему обошлась – неизвестно. Сейчас, по мнению следствия, ее можно оценить примерно в 300 тысяч долларов.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Судебные решения в отношении Певзнера подлежат пересмотру. Таков сегодняшний вердикт конституционного суда. В переводе с языка юридического это означает то, что, во-первых, картина, как «орудие преступления» может покинуть Русский музей, где хранилась в последнее время. Во-вторых, судебные разбирательства, несомненно, продолжатся.
Александр Бойцов, судья Конституционного суда РФ: «Ни то, что при таком раскладе его ждут потери в виде лишения права собственности на какой-то объект. Наоборот приобретение. В виде возмещения вреда в процессе реабилитации. Что будет в конце, никто не знает. На то процесс и состязательный. Но право выбора есть».
Приговора как такового не было: ни оправдательного, ни обвинительного. Следовательно, судьба картины так и не решена. Состязаться дальше – законное право Александра Певзнера. А что еще остаётся, если дело предлагают закрыть по истечению срока давности? Здесь стопроцентное решение о конфискации, впрочем, на это он должен дать согласие. Но ведь не для того столько лет идёт борьба за право владения картиной.
Максим Крупский, адвокат Александра Певзнера: «Мы дождёмся окончательного решения суда, сможем с ним ознакомиться, выработать правовую позицию и в ближайшее время подать заявление в верховный суд о пересмотре дела против основания которое, Конституционный суд сегодня указал в своём установлении. Постановление Конституционного суда – оно половинчатое, мы подавали две жалобы, одна из них была удовлетворена. Суд признал невозможность ухудшения положения лица за пределом годичного срока. Мы надеемся в этой части изменить решение Верховного суда».
Супруги Певзнер приобрели картину Брюллова «Христос во гробе» в Брюсселе, в 2003-м. По словам коллекционеров, полотно было без подписи, а потому было решено везти его в Россию – на экспертизу и реставрацию. Здесь дешевле. Следствие же считает, что Певзнер вёз картину на продажу Русскому музею. В декларации указал неверную стоимость и достиг договоренности с таможенниками – а это контрабанда. Картину изъяли. В 2013-м, суд прекратил дело за истечением срока давности, а картину решили вернуть владельцу. Радость длилась недолго. Полотно вновь конфисковали и отправили в Русский музей, где и находится по сей день картина, стоимостью в 9 с лишним миллионов рублей, хранится в отдельном помещении. Без права выставляться. Тем временем, на фоне всеобщей шумихи, говорят коллекционеры, цена «Христа во гробе» растет с каждым днём.
В студии «Петербургского дневника» главный эксперт по работе с антиквариатом и предметами искусства Русского аукционного дома Светлана Честных.