Как выглядела Ксения Петербургская? До недавнего времени знали только хранители запасников Эрмитажа. Единственное изображение святой хранилось в архивах с конца 30-х годов. И только сейчас портрет может увидеть любой желающий.
Переступая порог выставочного зала, переносишься из одной эпохи в другую. Выставка древних икон разделена тематически на 2 части: полуразрушенные псковские и смоленские фрески, иконы 18-19 века. И завершает выставку ранее неизвестный портрет – самой известной петербургской святой – Ксении блаженной.
Дмитрий Гусев, хранитель Отдела истории русской культуры государственного Эрмитажа: «Надо учесть, что это именно портрет, а не икона. Здесь Ксения изображена в конкретную минуту своей жизни. Это не тот образ, который мы знаем из иконографии. На иконах изображается образ цельный».
Находка – портрет Ксении Блаженной – стала для Эрмитажа событием. Как оказалась, попал он в фонды еще в 41 году. До этого хранился в Русском Музее, а до этого на Смоленском кладбище. Установить автора так и не удалось.
Дмитрий Гусев, хранитель Отдела истории русской культуры государственного Эрмитажа: «Портрет не профессиональным художником написан. Тем не менее, очень хорошим и уверенным. Можно сказать, что образ был замечательно схвачен и передан».
Портрету более ста лет. По словам экспертов, скорее всего, он долгое время украшал либо церковь, либо часовню. Об этом говорит копоть от свечей, которую обнаружили реставраторы.
Николай Малиновский, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: «Волосы седые. В процессе реставрации выяснилось, что волосы, которые были, оказались более поздними. Изначально – очень коротенькая почти мужская стрижка».
Работа над картиной длилась целый год. Помимо того, что необходимо было убрать копоть и грязь, понадобилось соблюдать меры предосторожности – полотно оказалось пропитано мышьяком и свинцовыми белилами – по этим факторам и удалось определить возраст. А вот на достоверность изображения личности указывают лишь косвенные признаки.
Николай Малиновский, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: «Женский портрет в этой нижней рубашке. Честно говоря, она похожа на мужскую. Такого грубого покроя! И поэтому все складывается к тому, что это Ксения Блаженная. Никого другого не могли так изобразить. Это не мыслимо. Это должен быть особенный человек».
Для Николая Малиновского эта работа тоже стала особенной. Еще в 90-х годах он написал портрет Ксении Блаженной, который потом подарил церкви. Спустя 15 лет, когда в Эрмитаже обнаружили эту работу, мастер не сомневался, что ему придется ее восстанавливать. Так и получилось.
Пока портрет Ксении Блаженной можно увидеть только в хранилище Эрмитажа. Впрочем, впереди его судьба, как у всех экспонатов, участие в тематических выставках и путешествие покровительницы Петербурга по всему миру.