В Архангельске пришвартован самый большой выставочный объект Арктического форума – ледокол «Новороссийск». Его длина 120 метров, а вид со смотровой площадки почти как с девятого этажа жилого дома. Объект режимный и секретный, но нашему корреспонденту Артуру Ходыреву удалось туда попасть.
Красная пристань ночью – самая освещённая точка Архангельска. Огни ледокола Новороссийск горят ярче огней знаменитого Архангельского небоскреба. Сфотографироваться на фоне «Новороссийска» чуть ли не круглосуточно приходят жители города и участники Арктического форума.
Виталий Клюев,директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранс РФ: «Ледокол здесь оказывает реальные услуги – проводит суда в Беломорье, в Морской порт Архангельск».
Так получилось, что как раз сейчас у ледокола плановый перерыв. Когда стало понятно, что гостиниц в Архангельск на всех участников форума может не хватит – решили заселить каюты «Новороссийска».
Виталий Клюев,директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранс РФ: «Эта практика используется – на ледоколе специально предусмотрены дополнительные каюты для поселения людей. Сделано это не для того, чтобы как гостиницу использовать, а для спасения людей. В сложных ледовых условиях он одновременно выполняет функции и спасательные».
Разместить с комфортом здесь можно около сотни человек. Новороссийск – судно современное, подчиняется скорее не человеку, а компьютеру. Поэтому и капитанский мостик больше похож на какую-нибудь серверную станцию IT-корпорации.
Ярослав Вершбицкий,капитан ледокола Новороссийск: «Это центральный пульт управления, откуда осуществляется маневрирование. Общее руководство ледоколом. Такого понятия, как штурвал, нет. Управление осуществляется джойстиками».
Здесь же навигационная система и вся необходимая в походе информация. Кстати, навигационные карты, что на экране, ледокол рисует себе сам, но об этом позже. Пока в сопровождении капитана идем осматривать грузовую палубу. Прошлый сезон основная миссия Новороссийска заключалась в доставке грузов экспедициям на земле Франца Иосифа.
Вообще, ледокол показывают журналистам не часто. Поэтому вслед за нами свои 10 минут норвежские коллеги используют по полной.
Пер Андер Йохансен,журналист из Норвегии: «Это первый раз, когда я пришел на ледокол, у нас подобных кораблей нет в Норвегии».
Такой интерес коллег оправдан еще тем, что Россия – абсолютный лидер по количеству ледоколов, у Норвегии, например, нет ни одного. А северный морской путь осваивать намерены совместными силами.
Эти детальные карты будут использоваться для проводки судов по северному морскому пути. И не смотря на разговоры о глобальном потеплении, ближайшие 50-70 лет льды Арктики никуда не денутся. А значит и ледокольный флот России будет на ходу.