Работы еще идут, завершен лишь один из этапов – восстановлены помещения на втором этаже. В перспективе службы будут проводить именно здесь. Репортаж Максима Облендера.
Сложно представить, что еще несколько лет назад здесь всё выглядело совсем по-другому. Когда реставраторы зашли в Фёдоровскую церковь она смотрелась как после бомбёжки. В разные годы советской власти здесь был приют для беспризорников, автомастерская, столярный цех, институт сплавов, архив. Внутренние помещения многократно перестраивались. Часть росписи стен была безвозвратно утрачена.
Алексей Одинцов,помощник наместника Александро-Невской лавры по реставрации и сохранению объектов культурного наследия: «Образ «Тайная вечеря» подвергся, пожалуй, самому сильному разрушению. Головы апостолов располагались как раз на том месте, где были балки второго этажа».
Сегодня после огромной работы второй этаж выглядит идеально: роскошный алтарь, паркет, закуплена церковная мебель, в углу ждут укладки ковры. С первым этажом сложнее. Работа остановилась на полпути. По архивным документам воссоздан окрас стен, проведены коммуникации, расчищены и отреставрированы несколько могильных плит.
Алексей Одинцов,помощник наместника Александро-Невской лавры по реставрации и сохранению объектов культурного наследия: «Когда мы начали расчистку первой плиты, это была могила царевича, расстояние от пола до плиты было 70 сантиметров. Весь этот слой было необходимо убрать. Все те плиты долгое время находились в состоянии запаривания».
Каждое надгробие необходимо было просушить, очистить от машинного масла, грунтовой влаги и цемента. 60 процентов надгробий и вовсе было утрачено, сорок – представляли собой руины.
Алексей Одинцов,  «Сама реставрация здания заняла порядка 20 лет и мы пока не можем однозначно сказать, когда мы её точно закончим».
Всё упирается в деньги. Реставрация – процесс не из дешёвых. Помогают меценаты. Рассчитывают на помощь грузинской диаспоры – большинство сохранившихся плит – именно грузинские надгробия. Есть и ряд нюансов. Сверху плиты должны быть защищены бронестеклом, чтобы по церковному полу можно было ходить, но камень опять же должен дышать. С таким техзаданием реставраторам ещё предстоит справиться. Как бы то ни было, приведён в порядок фасад церкви, второй этаж в скором времени должен принять ежедневные службы. Это значит – процесс медленно, но верно движется. Уже скоро Фёдоровская церковь снова примет прихожан.