История архитектуры нашего города – это история Петербурга и история Ленинграда. Тракторная улица появилась уже в городе Ленина, и застраивалась в лучших традициях конструктивизма. А те здания, которые здесь расположены, уже признаны памятниками. Чем интересен район, и причем здесь тракторы, рассказывает Максим Облендер.
Эти на первый взгляд несуразные дома с мелкими окнами, вычурными балконами и асимметричными формами, кажется, не вяжутся с Петербургом. На деле же при постройке Тракторной улицы у архитекторов была чёткая цель – она должна была стать в противовес городу парадному с его дворами-колодцами, скульптурой и лепниной.
Александр Стругач, архитектор: «Это пример совместной работы с европейскими коллегами. У нас архитектура конструктивизма происходит от левого искусства. От супрематизма и авангарда. А когда началась работа с архитектурными объектами, то отправили делегацию советских архитекторов в Германию и Голландию, проводили некие встречи. Обменивались опытом».
В итоге с 25-го по 27-й год на месте бывшего Крылова переулка выстроили Тракторную – названную так в честь выпуска первой машины на Красном Путиловце, ныне Кировском заводе. Дома с двух сторон, хоть и отличаются, внешне всё равно представляют единый ансамбль.
Ленина на фасаде так и не вылепили – видимо сэкономили. И, кстати, не только на нём.
Максим Облендер, корреспондент: «При проектировании у будущих жильцов спрашивали, какие бы квартиры они хотели примерно иметь. И прикинули, что столько-то будет однокомнатных, столько-то двухкомнатных. Тут будет жить одна семья, здесь три. В итоге всё равно сделали одни коммуналки. Жилья в те годы не хватало. И не только жилья – стройматериалов. Часто использовали старый кирпич, трамвайные рельсы вместо балок. Ещё интересный момент: по замыслу на больших кухнях должны были стоять ванны. Но их в Советском Союзе попросту не выпускали. Так что мыться всей квартирой новосёлы ходили в баню».
Первая попытка типизации жилого строительства удалась. Все лестничные клетки выходят на север, чтобы не отнимать свет у жилых комнат. У всех подсобных помещений – естественное освещение – отсюда и многочисленные мелкие окна на фасаде. Сегодня дома Тракторной улицы – памятники архитектуры, такие же, как дома, скажем, Невского или Владимирского проспектов. Там одна среда – историческая, здесь совсем другая, в духе своего «пролетарского» времени. Какая лучше? Это уже кому что больше нравится.