Это должно помочь сохранить историческую застройку. При этом «реставрацию» в Выборге сегодня ругают почти так же сильно, как и реновацию в Москве. Все эти дни новости о средневековом городе на границе с Финляндией не покидали информационное поле. Сообщения о работе экскаваторов в историческом центре Выборга вызвали массу споров и вопросов. В интернете даже появилась петиция против сноса, так называемого, квартала Сета Солберга.
Правда, пока ее подписали чуть меньше трех тысяч человек. Что ждет Выборг в ближайшем будущем? И поможет ли статус города-музея не допустить окончательного разрушения?
В каком состоянии старинный архитектурный облик Выборга? Виктория Зуева прогулялась по городу, где каждый полуразрушенный дом – история.
Андрей Коломойский, краевед, журналист: «Общее состояние Выборга было оценено международным сообществом, а я говорю о лучших экспертных организациях мира, было признано не просто неудовлетворительным, но в конце 2015 года Выборг был внесен в список исторических объектов, хочу подчеркнуть – весь город целиком, находящихся под угрозой уничтожения».
Спустя 2 года Выборг, кажется, все-таки решили восстановить. Часовая башня и башня на крепости, Спасо-Преображенский собор и другие здания – в лесах. Реставрируют согласно проекту сохранения исторической части города. Его разработали в Министерстве культуры еще в 2014 году. Но к этому документу у градозащитников много вопросов: почему на фасаде охраняемого государством с 1961 года Дворца наместника уничтожили лепнину? Почему – на таком же охраняемом объекте – служебном корпусе – надстроили второй этаж? Зачем реставрировать собор, который реконструировали всего 17 лет назад? И по словам экспертов он в идеальном состоянии. Зато кафедральный собор 15 века, руины которого расположены рядом с Часовой башней, в список адресов не включен.
Андрей Коломойский, краевед, журналист: «На ценнейшем здании полностью уничтожена богатая лепнина, пережившая революцию и многочисленные войны, уничтожена общая картина на этой площади, на здании служебного корпуса надстроен второй этаж, и все это является незаконным, потому что с 1961 года все эти объекты находятся под охраной государства».
Виктория Зуева, корреспондент: «Дом Говинга, построен в 1903-1904 годах, это первое здание в стиле северного модерна, отличалось особой роскошью. Лепнина на потолках, художественная ковка на лестнице, а в каждой из более, чем 60 квартир, печь. Сейчас сохранилась только одна – ее видно вот с этой точки, через выломанное окно на 2-м этаже. А само здание продолжает разрушаться на глазах».
Жильцов дома Говинга расселили еще в 1986 году. Но к ремонту так и не приступили. В начале 90-х дом – на тот момент муниципальная собственность – решили выставить на торги. Но сделка так и не состоялась. В результате уже больше 20-ти лет дом пустует. Печи, элементы лепнины и изразцов быстро растащили. А то, что не успели – сгорело в пожаре.
А это – квартал номер 17, ограниченный Крепостной, Красноармейской, улицей Сторожевой башни и Красина – квартал Сета Солберга. В 90-е его выкупили несколько предпринимателей. Планировали привести здесь все в порядок, а потом продать здания под отели и рестораны. Дефолт планы скорректировал. И в начале 2000-х, квартал вновь собрались выставлять на торги — но покупателя так и не нашли.
Андрей Коломойский, краевед, журналист: «Это был квартал, состоявший из 7 зданий, сроки их постройки – конец 18 века, последнее было построено в 1906 году, все эти здания обладали безусловной ценностью, 6 из них – были охраняемыми государством объектами культуры, культурного наследия».
Четыре года назад большую часть квартала снесли. Сегодня здесь сохранилось только одно здание – бывший завод электроинструментов. И то только благодаря укреплениям внутри дома – железо-бетонные конструкции послужили опорой для внешнего каркаса, здание просто не смогли уничтожить.
Сейчас в квартале номер 17 хотят воссоздать обстановку 1930-х годов – сохранились фотографии и чертежи. На это уже выделили более 2 миллиардов рублей.
Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области: «Здесь предстоит не просто реставрация, давайте назовем это реновацией, потому что часть зданий по периметру мы будем восстанавливать практически с фундамента, часть зданий за моей спиной будем восстанавливать из того, что сохранилось. Здесь будет культурно-выставочный центр с большим выставочным залом-трансформером».
Техническое задание готовит областной Комитет по культуре. Через месяц будет объявлен конкурс. А через год планируют приступить к работам. По мнению историков и градозащитников, при восстановлении Выборга очень важно учитывать опыт и мнение зарубежных коллег.
Борьба за восстановление Выборга продолжается не первый год. Это – Южный крепостной вал. Он обваливался трижды. И совсем недавно его восстановил выборгский реставратор Валерий Кожухарь. Он работал по приглашению в Риме и на Валааме. А в родном Выборге ему пришлось уговаривать муниципальные власти дать ему восстановить южный вал замка. Разрешили со второго раза. Недостающие 300 тысяч рублей на материалы Валерий добавлял из собственного кармана.
Валерий Кожухарь, реставратор: «Ну, вообще сама по себе ситуация нелепая. Если представить, что я хозяин всего этого и мне предлагают люди со стороны помочь восстановить какое-нибудь сооружение, а я отказываюсь… Я даже не нахожу слов, почему это всё же происходит. Какая-то глупость, не могу понять».
Реновацию квартала Сета Солберга планируют завершить к 2020 году. Правда, эксперты уверены – работа предстоит непростая. Ведь в России еще нет опыта восстановления исторического облика района, а целого города – тем более.
Несмотря на то, что большую часть зданий города практически разрушены, город необходимо сохранить как уникальный исторический объект. Это понимают и в Москве – сегодня стало известно, что Выборг планируют сделать городом музеем. А это значит, что будут восстановлены все исторические фасады зданий старого города.