Кто стоит на страже Петербурга? Не только львы и грифоны, но и совы! Именно они чаще всего встречаются в оформлении домов самых разных стилей. Причем, к этой теме обращались архитекторы и в 19-м, и в 20-м, и в 21-м веке. В этом убедился Евгений Старов.
Пожалуй, самые известные петербургские совы обитают на крыше готического дома городских учреждений – на Садовой, 55. Эти двухметровые скульптуры несколько лет назад реставрировал Павел Игнатьев. Руками мастера были восстановлены многие архитектурные элементы домов Петербурга. И очень часто ему приходилось работать с птицами.
Павел Игнатьев,архитектор, скульптор, член союза художников: «Я написал даже методику лепки птицы. И методика подразумевала некую стилизацию. Если в живописи можно показать тонкую материю перьев, то скульптура требует декоративного переосмысления. И мне кажется, что на этом здании стилизация, это какое-то сравнение с рыцарем, панцирем. Здесь сова – хранитель здания, такой защитник».
Большой проспект Петроградской стороны, 44 – доходный дом Путиловой – северный модерн. На самом видном месте – орёл. Складывается ощущение, что птица вот-вот улетит. Кстати, она, действительно, исчезала с фасада в период войны. Орла пришлось воссоздавать. А вот совы пережили все невзгоды, намертво вцепившись в колонны у центральной арки.
Евгений Старов,корреспондент: «Совы на этом доме заметно отличаются от тех, которых можно встретить на монетах, гербах, фасадах пестрых замков. Северный модерн, в первую очередь, обращается к естественным природным цветам и формам. И эти крылатые стражи не столько символы мудрости, сколько опасные лесные хищники».
Павел Игнатьев,архитектор, скульптор, член союза художников: «Желанием архитектора было — избежать классических форм, подобных греческим и римским. Эта архитектура хотела основываться на своем каком-то родном, переосмысленном творчестве. И дома рисовались не как стенка украшенная. Архитектор здесь Претроа – один из лучших и видных архитекторов того времени. Ему удалось воплотить идею дома-крепости».
Какие идеи преследуют архитекторы сегодня, иногда понять трудно. Например, этот дом на Восстания построен в 2007 году. Это лишь подобие зданий конца серебряного века. И интереса у знатоков дом вызывает мало.
Сергей Бабушкин,экскурсовод: «Это, наверное, эклектика, ну если хотим сказать красиво – это постмодернизм. Сова скорее как раз из модерна. Головы ближе к классике».
Сов гораздо чаще остальных птиц можно встретить на домах Петербурга. Модерн, готика, классицизм, барокко – на протяжении столетий ночной хищник присутствовал в сюжетах архитекторов и скульпторов. И будь то столетний дом или новострой в ретрообертке, на нем живут совы. Безмолвные мистические стражи города.