Дарья Богдашкина,корреспондент: Петербургский мост является одним из символов нашего города. Причём каждый мост чем-то примечателен: Верхний Лебяжий — самый короткий, Банковский — один из самых красивых, ну, а Синий — самый широкий. Но, а сегодня мы посмотрим на них с точки зрения русского языка.
Казалось бы такое простое слово «мост», но скрывает оно не одну трудность. Например, как нам следует сказать: я гуляю пО мосту или по мОсту? А может быть по мостУ?
Елена Геккена,Елена Геккена, старший научный сотрудник институт лингвистических исследований РАН: Если мы заглянем в словари, то прочитаем о том, что в этом сочетании «по мосту» можно поставить ударение там, где нам это нравится. Поэтому пО мосту ли мы идём или по мОсту, а может быть мы идёт по мостУ — все эти три случая будут абсолютно равноправны, все возможны. Поэтому говорить здесь о предпочтении одного или двух словари не дают, а показывают широкую свободу выбора.
Дарья Богдашкина,корреспондент: В русской поэзии можно встретить два варианта ударения: на предлог — пО мосту, и на окончание — по мостУ. Например, у Клюева мы читаем:
«ПО мосту едет толпою суровою,
Звякает, ропщет дозором во мгле,
Где она ступит, там каплей багровою,
Кровью останется след на земле».
Или, например, у Ершова:
«И опять, гремя телегой,
По зыбучему мостУ
Всею силою разбега
Вылетать на высоту»!
Это мы поговорили о дательном падеже. А вот как дело обстоит с другими падежами? Многие словари сейчас приводят два возможных варианта ударения. Например, под мОстом и под мостОм. Но всё-таки авторитетный словарь ударения под редакцией Аванесова говорит лишь об единственном варианте ударения: на окончании. Нет мостА, к мостУ, мостОм. А вот в предложном падеже будьте аккуратнее. Следует говорить: стою на мостУ, но рассказываю о мОсте.
Дарья Богдашкина,корреспондент: В Петербурге существует несколько сотен мостов. Только представьте себе сколько людей каждый день ходят по ним. Но я надеюсь, что ещё больше людей теперь не будут делать ошибок в нашем слове. Удачи и до новых правил русского языка.