У дачи Салтыковой, что недалеко от станции метро Черная речка, счастливая судьба. Не найдись в непростые 90-е инвестор, готовый восстановить ее, неизвестно, смогли бы мы сейчас любоваться на здание середины 19 века, которое после революции, как только не использовалась: и как детский дом, и как больница, и даже как подсобка. А ведь когда-то особняк был построен для дочери графа Строганова – Елизаветы, в замужестве – Салтыковой. Екатерина Семина – об истории одного дома.
Катерина Семина, корреспондент: «Именно здесь проходили съемки "Кровавой надписи" Шерлока Холмса. Правда, раньше здесь был парк. По сюжету – это темная сторона Лондона — Брикстон роуд. Именно сюда преступник привозил своих жертв, и именно здесь Шерлок Холмс обнаружил первые улики. Но большее внимание приковано — вот к этому дому. По фильму — это заброшенный особняк и место преступления.
Заброшен особняк – не только по сценарию. В 70-е, когда снимали картину, дом уже несколько лет пустовал. По кадрам видно: помещение в ужасном состоянии.
Новая история дома начинается в 90-е. Особняк арендовала немецкая компания. Именно тогда – дачный дом графини Салтыковой стал центром модной индустрии. Здесь можно было достать самые редкие вещи. Немцы с присущей им педантичностью подошли к вопросу. Создали дочернюю компанию, которая и проводила здесь реставрацию.
Алексей Романчук, генеральный директор дочерней компании: «Был единый реставрационный проект, который был утвержден КГИОП. Все это было сделано по сохранившимся историческим деталям. По остаткам. Вот я вам показывал остатки лепнины. Вот остатки интерьеры, какие-то мелкие. Вот часть потолка, по этой части потолка восстанавливалась лепнина».
Спустя 20 лет – здание все еще принадлежит немецкой компании. Сейчас здесь торговый дом и около 10 коммерческих организаций. И почти никто уже и не вспомнит, что в конце 19 века – это один из самых известных загородных домов Петербурга.
Александр Чернега, историк: «После этого он принадлежал ее детям и внукам. То есть внук был — Иван Николаевич Салтыков — последний частный владелец этого особняка».
Особняк каждый год требует все больших вложений. Под домом проходит метро, а рядом – трамвайные пути. Из-за этого в фундаменте здания – постоянно появляются трещины. Страдает и фасад старого здания. Затраты растут. Чтобы возместить убытки, собственник расширяет зону аренды: под торговые точки отдают не только внутреннее помещение, но и всю прилегающую территорию. И разглядеть готический особняк на фоне этой бойкой торговли все сложнее и сложнее.