В гостях у программы «Хорошее утро» Наталья Жукова, советник директора Русского музея по взаимодействию со СМИ и учреждениями культуры и Любовь Золотницкая, музыковед.
Марианна Дьякова,ведущая: Русский музей и Союз писателей Петербурга объявили о начале 8-го уже по счёту молодёжного поэтического конкурса имени К.Р.
михаил спичка,ведущий: Сегодня мы приветствуем в нашей студии советника директора Русского музея по взаимодействию со СМИ и учреждениями культуры Наталью Жукову и музыковеда Любовь Золотницкую. Наталья Александровна, Любовь Михайловна, здравствуйте.
Марианна Дьякова,ведущая: В этом году восьмой конкурс, уже международный, посвящён сразу двум датам. Это 135 лет с момента появления литературного псевдонима К.Р. и в следующем году, 2018 — 160 лет со дня рождения самого Константина Константиновича. Это как-то отразилось в концепции, в номинациях?
Наталья Жукова,советник директора Русского музея по взаимодействию со СМИ и учреждениями культуры: Да, отразилось. В первую очередь мы решили, что этот год у нас будет более праздничный, потому что обычно он у нас камерный, конкурс. И проходит в камерной обстановке. Но в этот раз решили, что будем делать в Мраморном дворце. Но самое главное, что в этом году мы хотим присоединить к конкурсу то, что хотели присоединить давно – музыку. 9-го ноября в Мраморном дворце открытие конкурса. Но оно будет необычное. Будет музыкальный концерт из романсов, написанных самим К.Р., и будут играть музыканты молодые из Музыкально-педагогического училища. И даже такая изюминка у нас предполагается: будут два совсем маленьких музыканта из школы для слепых, будут играть в четыре руки Чайковского. К.Р. с Чайковским были связаны напрямую. К.Р. был замечательным музыкантом, он познакомился с Чайковским, ещё когда ему было года 22. И Чайковский даже об этом писал, что познакомился с таким замечательным талантливым человеком, который оказался великим князем Константином Константиновичем. Такой был застенчивый молодой человек, что даже не признался сначала.
михаил спичка,ведущий: А Чайковский писал музыку к стихам К.Р.?
Любовь Золотницкая,музыковед: Да, конечно. То, что у Чайковского есть романс на стихи К.Р. – общеизвестно. Но то, что сам К.Р. писал музыку – это необычно. На вечере 9 ноября будут исполнены романсы К.Р. Слушателям будет предоставлена уникальная возможность услышать произведения, которым более 140 лет и которые не исполнялись никогда. Романсы были изданы в 1880 году, великому князю было 22 года, в Гамбурге. Он их подарил Чайковскому, взамен попросил клавир новой оперы Чайковского «Орлеанская дева». Они обменялись своими произведениями. Романс будет исполнять лауреат международного конкурса, Наталья Михалёва, замечательная петербургская певица.
Марианна Дьякова,ведущая: Из мира музыки только ли с Чайковским взаимодействовал К.Р.?
Любовь Золотницкая,музыковед: Нет, конечно. Он общался с очень многими музыкантами.
михаил спичка,ведущий: Наталья Александровна, мы уже сказали, что конкурс молодёжный. Что ещё кроме возраста надо соблюсти, чтобы стать участником?
Наталья Жукова,советник директора Русского музея по взаимодействию со СМИ и учреждениями культуры: Возраст у нас от 14 до 27. В последние два года мы эту планку снизили – у нас было с 16 лет. Но стали присылать совсем молодые ребята, и мы решили, что это будет обидно, если мы их пропустим. Две возрастных номинации: от 14 до 21 и с 22 до 27. В этом году все наши номинации будут так или иначе связаны с жизнью К.Р. Например, у нас есть постоянная номинация, посвященная живописи, и она будет называться «Лунная ночь». Та самая, знаменитая «Лунная ночь» Куинджи. Это была любимая картина К.Р. Он её купил у Куинджи, когда её ещё публика не видела. И настолько её любил, что даже хотел взять её в плавание с собой, не хотел с ней расставаться. Но его уговорили, убедили, что она просто испортится в морском плавании.
Любовь Золотницкая,музыковед: Он и Чайковского хотел взять с собой. Но Чайковский отказался, понимая, что на три года оказаться запертым в каюте, это…
Наталья Жукова,советник директора Русского музея по взаимодействию со СМИ и учреждениями культуры: Они могут написать стихи на тему лунной ночи, но это не обязательно должен быть Куинджи. Могут взять и Левитана, и Айвазовского. Вторая номинация называется «Серебряный век». Её поддерживает Всероссийский музей Пушкина. К.Р. нельзя назвать поэтом Серебряного века впрямую, потому что он не примыкал ни к кому. Но тем не менее писал он, творил как раз во времена Серебряного века. Вместе с центром «Чайковский» мы придумали такую номинацию – «Пиковая дама. Век 21». То есть автор должен пройти путями Пушкина, Чайковского. Мы не объясняем, что это значит. Может быть, тему Пиковой дамы разовьют по-своему.
Марианна Дьякова,ведущая: Раз мы говорим о номинациях, хотелось бы узнать, кто в жюри и что будет являться главным призом?
Наталья Жукова,советник директора Русского музея по взаимодействию со СМИ и учреждениями культуры: В жюри у нас Союз писателей, причём такие киты, люди, которые входят в правление Союза. Наш почётный председатель Валерий Георгиевич Попов – председатель Союза писателей. А возглавляет жюри Татьяна Георгиевна Алфёрова уже восьмой год. Но второй год у нас в жюри введён молодой член. Она сама была вначале победителем конкурса, у неё когда-то был гран-при, потом её приняли в Союз писателей, и теперь она у нас в жюри. Приз для всех финалистов – издание стихов. Книжку мы издаём по результатам конкурса. В неё входят все стихи финалистов, всех, кто как-то отмечен. Много лет у нас был приз «Свеча К.Р.» Может быть, не все знают, что знаменитую фразу Пастернака «Свеча горела на столе, свеча горела…» придумал К.Р., она в его стихах найдена сравнительно недавно. И шесть лет нам эту свечу изготавливали разные творческие люди. Она у нас была и металлическая, и стеклянная, и керамическая. Самая замечательная была изготовлена Царско-сельской Янтарной мастерской из янтаря. Но два года, как у нас появилась медаль К.Р. И потом ещё у нас путешествие – в Стокгольм на пароме. Это гран-при. И уже третий год у нас есть номинация для молодых журналистов, которые пишут об искусстве, культуре.
михаил спичка,ведущий: Как вы думаете, было бы внимание таким пристальным к творчеству К.Р., если бы он не был великим князем?
Наталья Жукова,советник директора Русского музея по взаимодействию со СМИ и учреждениями культуры: Было бы пристальнее, если бы он не был великим князем. Если бы он не был великим князем, он был бы такой же автор, как все. И наверняка, он бы даже больше продвинулся. Потому что Фет даже себя называл «бабушкой К.Р.», потому что он принимал его совершенно как поэта, а то, что он был императорской крови… Ведь отец ему сказал, когда узнал, что он хочет быть поэтом: «Лучше бы ты умер». Например, в процессе конкурса мы узнали, что у него была сестра тоже поэтесса, которую мама, извините, просто сослала в Германию, узнав, что она пишет стихи. Так что я думаю, что он был бы более известен. А в Советское время он был вообще не известен.