Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга рекомендовала к переименованию улицу Восстания в Знаменскую, Советские улицы в Рождественские, а безымянный сквер на Загородном проспекте в сквер Довлатова. В причинах такого решения разбирался Павел Никифоров.
Павел Никифоров, корреспондент: «По Ленинграду ходила шутка: назовите 50 улиц города за одну минуту! Время пошло! 27 линий Васильевского острова, 13 Красноармейских и 10 Советских улиц! Ну, теперь уже Рождественских!».
Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга рекомендовала переименовать все 10 Советских улиц в Рождественские, как они и назывались до 1923 года. Дело за подписью губернатора, после чего начнут массово менять адресные таблички. Но в чём необходимость этого переименования и какая история у этих мест, которые с петровских времен назывались «Песками»?
Павел Никифоров, корреспондент: «Рождественские улицы были названы так из-за церкви Рождества Христова, которая стояла на месте как раз этого сквера. Церковь была снесена еще в 30-х годах 20 века, а эти две улицы были переименованы в 6-ю Советскую и переулок Красноборского. Теперь они обе будут носить исторические, "Рождественские" названия. Ведь церковь, как видно, уже строят и строят на прежнем месте».
Вот как церковь выглядела до сноса — как видно, она стояла на огромной площади, которой больше нет — это место застроили жилыми домами и церковь, которую строят сейчас, будет зажата между ними. И вот, как это будет выглядеть. Храм будет носить историческое название, полностью повторять архитектуру, а главное снова – легитимизирует топоним «Пески». Ведь сейчас единственное, что об этом напоминает — небольшой Песковский переулок у площади Восстания.
Алексей Ерофеев, член топонимической комиссии Санкт-Петербурга: «К середине 20 века этот переулок вообще упразднили, нет и нет такого места на карте. И только в 1999 году ваш покорный слуга со своими коллегами решили эту несправедливость убрать и восстановили историческое название "Песковский переулок", потому что ничего песковского у нас в Петербурге больше не было. Вот люди идут и не знают, что идут по Песковскому переулку!»
Район Песков — пока еще Советских улиц — находится на возвышенности, по сути, самое высокое место в городе. Но главная его особенность в другом — этот квартал, как видно на исторической карте, изначально был поделен на линии и был из-за этого в разы логичней и понятней.
Павел Никифоров, корреспондент: «Еще до Рождественских улиц, когда у этих самых улиц не было названий, почту доставляли следующим образом: на обороте писали: 5-я улица, дом 7, квартира 4, в конце еще приписывали фамилию адресата. И самое интересное, что так было действительно понятно кому и куда доставлять корреспонденцию. Путаница в этих местах наступила только со всеми этими переименованиями в Рождественские и Советские».
Советские улицы можно было переименовать в линии. Их можно была назвать песковскими или песчаными. И, кажется, что в этом было бы больше исторической справедливости, чем в Рождественских улицах. Но не одни Советские переименовывают — своё название изменит и улица Восстания, превратившись в Знаменскую.
Павел Никифоров, корреспондент: «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на обормоте шапка… С самого его открытия эта шутка не теряет актуальности. Памятник Трубецкого Александру III сейчас находится "под домашним арестом" во дворе Мраморного дворца, но ассоциируется он исключительно со Знаменской площадью перед Николаевским вокзалом, куда и был поставлен в 1909 году».
Николаевский вокзал стал Московским, Знаменская — площадью Восстания. И переименовывать эти названия никто не собирается. А ведь памятник Александру III немой и главный свидетель февральской и октябрьской революций. Но на его месте стоит обелиск городу-герою, а на месте Знаменской церкви, в честь которой и была названа улица, стоит вестибюль станции метрополитена «Площадь Восстания».
– Церквей нет, а улицы будут носить их названия. Это что: исторический подлог, восстановление исторической справедливости или мы просто избавляемся от советского прошлого?
– Это скорее восстановление исторической справедливости.
Категорично, но не до конца аргументировано. Впрочем, очевидно одно — это последнее массовое переименование советских названий, которое началось еще в 90-х. Дальше будут только точечные смены. И вот пример такой точечной работы топонимической комиссии. На Загородном проспекте между 15 и 17 домами может появиться сквер Довлатова. Даже в Нью-Йорке есть улица Довлатова, а у нас ни одного топонима, связанного с именем писателя.
Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Сергей Донатович многократно бывал в этом сквере. Он приходил сюда гулять со знаменитым фокс-терьером Глашей. Вот оттуда, с Фонтанки они приходили, это двор проходной. Вот они ходили сюда гулять, каждый делал свои дела. Терьер Глаша свои, Довлатов, возможно, с друзьями немножко выпивал и не только пиво, но великий писатель имеет право!»
Теперь в мире будет два довлатовских места — в Нью-Йорке и у нас на Загородном. И вот это и есть настоящее восстановление исторической справедливости.