«Антон тут рядом» — необычное петербургское культурное явление. Выросшее из одной личной истории мальчика с аутизмом и фильма о нем, оно стало центром не только социальной абилитации людей с аутизмом, помогающим им выйти в жизнь, но и творческим проектом. 

Студенты центра играли спектакли в БДТ, их работы показывали в Государственном Эрмитаже, теперь пришло время замахнуться и на рок-сцену. В клубе «Аврора» импровизационный оркестр «Антон тут рядом» дал концерт вместе с легендарной группой «Аукцыон». За этим наблюдала Дарья Патрина.

Как известно, «Аукцыон» не нуждается в разогреве. За три десятка лет группа ни с кем не делила сцену, если концерт называли сольным. Однако для 12 музыкантов из оркестра «Антон тут рядом» сделали исключение. 

Виниловая партия их дебютного альбома под названием «Первый» в тот день едва успела приехать из Финляндии. Музыканты оркестра впервые поднялись на клубную сцену. Творческий эксперимент, поначалу имевший в виду лишь социальный и терапевтический эффекты, за три года стал самостоятельным музыкальным явлением. К такому звучанию относятся по-разному, но равнодушным оно точно не оставляет.

Олег Гаркуша, солист группы «Аукцыон»:
«Нужно все смотреть, слушать. Если есть слова, видеоряд. Но если люди хотят творить, почему бы и нет…»
Алексей Плюснин, музыкальный руководитель оркестра «Антон тут рядом»:
«Из всех заметных групп «Аукцыон» ближе всех к тому, что мы играем. Их музыка включает те же элементы, которые используем мы. Ведь у нас специфическая музыка. У нас инклюзивный оркестр, включающий в себя и профессиональных музыкантов, и людей с особенностями развития, они не владеют нотной грамотой или инструментами. Но концепция такова, что это и не требуется».

Хотя клавишник оркестра Леша Герасимчук, когда-то не окончивший музыкальное училище имени Мусоргского, сейчас берет уроки фортепианной игры у легендарной Галины Минскер. Но остальные участники оркестра действительно вошли в реку музыки без предварительной подготовки. Вошли и просто пытаются следовать потоку: интуитивно, спонтанно и абсолютно свободно.

Алексей Плюснин,музыкальный руководитель оркестра «Антон тут рядом»:
«Они что-то вносят. Создают определенную атмосферу. Все проекты с особенными людьми имеют определенный «душевный запах». С ними мы играем не так, как играем между собой. То, что мы записали, попадает в категорию духовного свободного джаза: 1970-е годы, хиппи, когда джазовые оркестры разрослись до невиданных размеров. Звучит очень слитно и самоценно».

A Love Supreme — «Всевышняя любовь» Джона Колтрейна оказалась им по плечу. Она как смысловой центр дебютного альбома, который, к слову, музыканты записали за одну сессию, на одном дыхании. Это дыхание удалось сохранить в виниле. И все же энергия их живых выступлений с трудом поддается фиксации. Зрителей словно вовлекают в мир, лишенный условностей. Ментальный джем-сейшн. Радость сотворчества. Единение, которое тоньше слов.