дарья чердынцева,корреспондент: Плазмонные нанокристалы, хиральные гибридные наноконструкты и метаматериалы. Это темы исследований, которыми занимаются молодые учёные нового Физтеха ИТМО прямо в этих лабораториях.
За президентские гранты в этом году боролись две с половиной тысячи молодых учёных. Получили — чуть больше 500, и среди них 11 — из ИТМО. На Новом физтехе, это совсем молодой факультет, работают бок о бок практики и теоретики. Никита, например, футдаментолог.
Никита Олехно,аспирант ИТМО: То, чем я занимаюсь, называется «описание спонтанного параметрического рассеивания света диэлектрической наночастицей». Теорфизика — это по сути просто применение математики к описанию эксперимента. Задача — абстрагироваться почти от всех аспектов действительности, выявить только самые простые, ключевые из них и составить какую-то простую модель. Допустить, что конь у нас — это шар, он достаточно твёрдый, висит в вакууме и ещё что-нибудь.
Мир науки суров: зачастую между открытием и его воплощением в жизнь могут пройти десятки лет. Некоторые идеи Эйнштейна, например, стали реальностью спустя почти век. Но петербургские эйнштейны к практике близки. И позволяют себе немного помечтать.
Никита Олехно,аспирант ИТМО: Весь интерес к квантовой оптике и вообще ко всему квантовому связан с тем, что можно получать кардинально новые явления, устройства. Например, это позволит сделать линии передачи данных, которые в принципе невзламываемы. Это запрещено законами физики.
дарья чердынцева,корреспондент: Журнал «NanoLetters», одно из самых престижных изданий в области нанофотоники, издаёт статью наших учёных из ИТМО о работе с новым перспективным материалом, перовскитом. Ребята, празднуете? Что тут у вас?
— ПЕРОжки!
— Почему они так выглядят?
— Они выглядят как частицы перовскитов!
Вот так, творчески, эти ребята, кажется, относятся ко всему, связанному с перовскитом. И не мудрено: именно этот материал даёт надежду на то, что использовать солнечную энергию будет всё проще. Одна из «укротительниц солнца», Катя, тоже получила грант. Она синтезирует этот материал в лаборатории и исследует его мельчайшие частицы.
Екатерина Тигунцева,аспирант ИТМО: Есть катионы, и есть анионы в нашем гибридном материале. И в зависимости от того, какой мы возьмём катион и анион, такие оптические свойства он потом и проявит. Чем хорош этот материал — тем, что он хорошо поглощает свет. Этот материал ещё хорошо проявляет себя на наноуровне. Очень интересно.
дарья чердынцева,корреспондент: Катя, расскажи, пожалуйста, что сейчас за этап работы, что происходит в этой части лаборатории?
Екатерина Тигунцева,аспирант ИТМО: После того, как мы уже изготовили наш материал, мы можем посмотреть какие-то оптические свойства. Вот сейчас можешь наблюдать яркие зелёные структуры и как будто маленькие квадратики, они жёлтого цвета.
дарья чердынцева,корреспондент: Ух ты! Как будто много-много мотыльков!
Екатерина Тигунцева,аспирант ИТМО: Форму, размер — это всё можно контролировать на этапе фабрикации.
Молодые учёные признаются: быть человеком от науки становится всё более престижно. Да и работа у них самая что ни на есть творческая. Ведь каждый новый день может принести неожиданное открытие и помочь сделать мир лучше.