27 января отмечался ленинградский День Победы — 74-я годовщина полного освобождения нашего города от фашистской блокады. 

В Театре поколений к этой дате приурочили премьеру спектакля «67/871». 871 день город находился во вражеском кольце, 67 — это число реальных человеческих историй, легших в основу спектакля. Их, встречаясь с жителями блокадного Ленинграда, собирали авторы и участники спектакля. Что важно: из России и Германии. В Берлине постановку показали прошлой осенью, а на российской премьере документального спектакля побывала Варвара Федорова. 

Тридцать два рисовых зернышка, случайно обнаруженные в игрушечной машинке, спасли жизнь одной из семей в осажденном Ленинграде. Тридцать два зернышка — спичечный коробок. Зрителей в сценическом пространстве Театра поколений немногим больше — около полусотни. 

Это обеспечивает наглядность примера: вслед за маленькой горсткой на пол летит полтора миллиона зерен по числу смертей в блокадном Ленинграде. 

В спектакле немецкого режиссера Эберхарда Келера все откровенно и просто от названия 67/871 — это количество собранных историй и прожитых дней блокады — до творческого метода verbatim. Текст постановки составляют дословно воспроизведенные актерами воспоминания очевидцев.

Эберхард Келер,режиссер (Германия):
«Наша роль как художников достаточно скромна: мы не даем себе права выбирать, какая история имеет право прозвучать, а какая история не имеет, мы можем заниматься лишь композицией, их соотношением в структуре вечера. Я абсолютно доверяю способностям зрителя. Как в Германии, так и в России, люди могут сами принять решение: чему они готовы верить, а что поставят под сомнение». 

Однако если петербургский зритель, которому досконально известны обстоятельства жизни в осажденном Ленинграде, станет искать новые подробности или художественные решения, то для немецкой публики сама тема постановки становится большим открытием. В Германии о блокаде попросту не говорят, так же как, например, в России не говорят о «Белой розе» — немецкой группе сопротивления нацистскому режиму. 

Степан Бекетов,актер:
«Самое главное — это, конечно, их недоумение по поводу того, почему мы вообще продолжаем существовать, я имею в виду наши бабушки, прабабушки. Как так получилось, что в нечеловеческих условиях люди оставались людьми, потому что помимо страшных вещей происходили невероятно героические вещи. Если вспоминать имеющиеся в публикации дневники ленинградцев, то там очень много говорилось о совести, о поддержке друг друга».

Впрочем, никуда не деться от шокирующих подробностей. Съеденные кошки и детский ноготь на дне банки студня, голод, массовая гибель — камни на сердце немецкой нации. 

Евгений Анисимов,актер:
«Мы знаем дневник Тани Савичевой, мы знаем Дорогу жизни, многие вещи, тяжелые, не скажу, что попсой сделали, но их превратили в какие-то символы, омертвленные совершенно. Которыми часто пичкают нас в школе: для меня Дорога жизни — это поездка на автобусе с классом, при этом я из нее помню только название. А когда началась работа, то ты начинаешь переосмысливать многие вещи и соединять с настоящим».

Зритель оказывается вовлечен в сценическое пространство: он то стоит напротив актера, то возвращается в зал. Впрочем, это может показаться излишним. Истории, рассказанные актерами на сцене, настолько самодостаточны, что никакие дополнительные приемы не нужны.