«Творческим камуфляжем» называет китайский художник Лю Болин технику, в которой он выполняет свои работы. Журналисты же окрестили его «человеком-невидимкой». Суперспособность художника — растворяться в пейзаже, исчезать, чтобы стать заметнее и быть услышанным.
В своем творчестве он обращается к важным проблемам современного общества. На днях Лю Болин приехал в наш город, чтобы открыть персональную выставку в музее «Эрарта». Что значит быть частью картины, знает Дарья Патрина.
Раствориться в пространстве, слиться с пейзажем. Лю Болин делает это, пожалуй, лучше всех в мире. Впервые он использовал прием в 2005-м, сделав фотографию на фоне своей мастерской в деревне художников, которую по решению китайского правительства полностью разрушили, чтобы построить автомобильную трассу к одному из олимпийских объектов в Пекине. Скульптор по образованию, в тот момент Лю Болин понял, что не сможет выразить в скульптуре охватившее его чувство протеста. Так появился художник- «невидимка».
Лю Болин,художник: «Мы живем в мире интернета, люди постоянно обмениваются идеями, и зрители во всем мире — и в Китае, и в Европе, и в России – хорошо понимают мои работы. Некоторые сначала могут подумать, что это шутка – весело искать «спрятанного в картине» человека, но всегда приходит осознание, что это больше, чем шутка. Это серьезный повод подумать».
Самое главное, говорит Лю Болин, найти «говорящий» фон. Конфликт и заключается в том, что именно поглощает человека. Он прятался на фоне государственных символов Китая, на лондонских улицах, в парижских аптеках и в зале заседаний ООН. Он протестует против авторитарных политических режимов, консьюмеризма, нарушения прав человека и потребительского отношения к природе. За 15 лет техника слияния с фоном фундаментально не изменилась.
Лю Болин,художник: «Разве что цифровая техника стала гораздо лучше. Первую фотографию я делал на простой зеркальный фотоаппарат. Сейчас, конечно, нас очень выручают компьютерные технологии».
Теперь Лю Болину помогают не друзья-художники, а профессиональная команда ассистентов. Перед открытием выставки в «Эрарте» они показали процесс от начала до конца. Для девушек-волонтеров – журналиста Марии Сапожниковой и блогера Лены Шейдлиной – фоном избрали «Сады Эдема». Прошло без малого шесть часов, и девушки, потеряв индивидуальность, стали частью реки, земли и райских деревьев.
Мария Сапожникова,журналист: «Оказалось невероятно сложно. Стоять без движения, несколько часов подряд. И очень любопытно уже увидеть это с той стороны, увидеть результат».
Именно в силу физической сложности – попробуйте простоять без движения шесть часов – Лю Болин редко создает многофигурные композиции. Чаще всего он сам герой своих фотографий. В Париже у него галерея. А выставки с успехом проходят по всему миру. В Петербург он привез много ранних работ, рассчитывая на схожесть политического прошлого Китая и России. Впрочем, в последние годы Лю Болин почти не говорит о политике, предпочитая общечеловеческие темы или все чаще углубляясь в область чистого искусства.