За каждым великим мужчиной стоит женщина. Так обычно говорят. Люди любят рассуждать о том, что Толстой без своей Софьи Андреевны не был бы тем, кем стал. И что жена Достоевского Анна Григорьевна была святой женщиной, принимающей все выходки своего зависимого от азартных игр мужа. Вспоминают и Наталью Гончарову, которая сыграла в жизни Пушкина роковую роль.
Жизнь этих великих, и правда, была бы совсем другой, не будь рядом их жен. А вот о том, что жизнь на первый взгляд простых женщин без гениев сложилась бы, конечно, иначе, как правило, забывают. Спектакль «Жены» в театре «Мастерская», призван восстановить эту гендерную несправедливость. О музах, героинях, страдалицах и счастливицах рассказывается в постановке режиссера Марии Романовой. На премьере побывал Павел Богданов.
Степень человеческого самопожертвования наукой не изучена. Одни и те же люди одновременно способны на невероятные подвиги и невероятные предательства, которые диктуют не разум, а чувства. Тем более, если речь идет о любви. Тем более, если о любви к натуре творческой.
Быть женой прославленного артиста или писателя — это особая работа. А потому, каждая из пяти героинь, которые выходят на сцену в спектакле «Мастерской» Григория Козлова, как минимум, заслуживают уважения. Ведь быть женой гения — это тяжелая работа.
Этот спектакль — не пособие по этике и психологии семейной жизни. Ведь у каждой из героинь — своя судьба. Кто-то был готов посвятить всю жизнь мужу. Как, например, Елена Булгакова, которая отказалась от брака с прославленным советским военачальником, встретив писателя, фигура которого для тоталитарного режима была более чем неоднозначной. А вот Ольга Книппер от артистической карьеры не отказалась, даже ради Чехова.
Письма, дневники, тексты повестей, рассказов, стихов — все это в спектакле Марии Романовой скомпоновано в единый текст. Чтобы вместо монолита биографических строчек — родился, написал, женился, умер — увидеть живых людей, страдающих и страстных. Пять женщин встречаются в условном сценическом пространстве. Кто-то назовет его «залом ожидания» на вокзале, а кто-то их «последней станцией» перед встречей с любимыми.
Все ссоры и минуты расставаний остались в прошлом, все ошибки уже совершены, а обидные слова — сказаны. Они понимают человека с полуслова, полувзгляда. И даже в его отсутствие ведут с ним свой внутренний диалог. Ведь есть только она и он, а впереди — целая вечность.