Спектаклем «Конёк-Горбунок» в постановке Александра Брянцева Театр Юных Зрителей открылся в далеком 1922 году. Сказка Ершова для тюзовцев стала своеобразной визитной карточкой. Менялись редакции, исполнители, а «Конёк-Горбунок» по-прежнему радует юных зрителей своей скоморошьей зрелищностью, легендарными брянцевскими «златогривыми конями» с «алмазными» копытами…
Возглавивший в 1962 году ТЮЗ Зиновий Корогодский спустя 5 лет, к очередному революционному юбилею поставил спектакль «После казни прошу…» о последних днях рыцаря революции Петра Шмидта. И сделал это так, что молодёжь ломилась на возвышенно-патетическую постановку, стилистика которой, по словам критики, сочетала «концертный ампир с приёмами агитационного театра». Когда 22-летний Георгий Тараторкин читал предсмертный монолог своего Петра Шмидта казалось не то, что зал – здание замирало.
«Бемби», поставленный по повести Феликса Зальтена, был абсолютно новаторский – артисты играли животных не в костюмах, а в свитерах, сценографии – минимум. Это был непривычно серьёзный, даже философский разговор с юным зрителем о жизни, любви и смерти.
НИКОЛАЙ ИВАНОв,народный артист России: Корогодский называл это эстетической десятилеткой. Воспитание души, совести, эмоциональным воспитанием подрастающего поколения…
Начало 90-х. Театры пустуют – не до искусства. Ходили лишь на мелодраму и комедию. Но Григорий Козлов поставил «Преступление и наказание», о котором вспоминают – и потому что многим заново открыл хрестоматийный роман Достоевского, переведя его в интимную сферу человеческой жизни. И потому что открыл актёра Алексея Девотченко, сыгравшего Порфирия Петровича.
6 лет назад на сцене ТЮЗа появился мюзикл «Лёнька Пантелеев». Авторам спектакля дали карт-бланш и они, купаясь в данной им свободе, изобретали новый для себя жанр. Экспрессивно рассказанная история про легендарного налетчика эпохи НЭПа произвела фурор. И мюзикл не сдаёт позиции.
КОНСТАНТИН ФёДОРОВ,драматург: Мне кажется, вопрос в команде, в какой-то свободе, которую чувствуют и актёры, режиссёрами самими заложен механизм импровизации. Там есть шутки, которые меняются каждый раз, они звучат по-новому, что доставляет удовольствие и самим актёрам, которые их придумывают, и зрителям, которые ходят туда не по одному разу, а есть и такие.
Остаётся надеяться, что мюзикл станет ещё одним тюзовским «долгожителем».