В фашистской Германии дегенеративным называли то искусство, которое было, как сегодня говорят, «неформатом». Которое выбивалось из общей концепции. Которое не вписывалось в установленные рамки и правила. А потому подлежало уничтожению.
Однако, как уверен художник Дмитрий Локтионов, чья выставка под названием «Дегенеративный реализм» открылась в галерее «14/45», понятие дегенеративности весьма относительно. Возможно, та реальность, в которой мы существуем, уже имеет червоточину. Об этом размышляла и Дарья Патрина, которая побывала на вернисаже.
Реалистичный Горький и реально на дне. Абсурд в эстетике гиперреализма. Прорисованные до настоящности акулы и водоросли словно пожирают обыкновенный, обывательский смысл этой истории. Буревестник революции и теоретик соцреализма подобен затонувшему кораблю. И затонувшему не просто где-то, а в фарватере новейшего – в XXI веке возникшего дегенеративного реализма.
На этом поприще с вызывающе броским названием Дмитрий Локтионов — создатель и идейный вдохновитель, выпускник Академии художеств, в нем удачно сочетаются концепции с высоким уровнем мастерства. Сейчас его первая персональная экспозиция. А до этого его картины не раз участвовали в масштабных выставках. Самая нашумевшая – «Реализм XXI века» в Русском музее, где локтионовские «Зайцы и капуста. Предчувствие гражданской войны» стали одной из самых обсуждаемых зрителями картин.
Дегенеративный реализм еще и необычайно актуален. В 2010-м, когда страна впервые потратила на армию триллион рублей, Локтионов создает скандальное полотно «Если завтра война». А в картине «Говорит и показывает Москва» многократно повторяет образ Екатерины Андреевой. Это для нас она вот уже 20 лет вещает новости о происходящем в стране и в мире. Для будущих поколений картина станет портретом неизвестной женщины. Впрочем, Локтионов обращается в первую очередь к современным зрителям. Остановиться, выйти за скобки и подумать: какую реальность мы творим здесь и сейчас?