Удивительный гуманистический проект реализован петербургским ЦВЗ «Манеж» совместно с «Манежем» московским. Это инклюзивная выставка «Прикосновение», которая демонстрирует новый тип отношений между зрителем и художником. Дарья Патрина побывала на открытии и убедилась: все экспонаты руками трогать можно и даже нужно.
Гладкое. Шершавое. Холодное. Острое. Легкое. Теплое. Испещренное. На кончиках пальцев каждая из скульптур словно выдает дополнительную информацию о себе. Говорит древним языком, обращается к универсальному. Объем и форма, которые чувствуешь кожей. Редкий случай — в музейной экспозиции можно трогать всё! И даже обязательно трогать! Точнее – гладить, взаимодействовать, прикасаться.
На фоне экспозиции архивный фильм конца 1970-х о том, как скульптор Вадим Сидур пригласил в свою мастерскую людей с ограниченными возможностями. Сам Сидур был тяжело ранен во время Великой Отечественной войны, вместо лица – кровавая рана. Чудо, что он выжил. Чудо, что гораздо позже, после войны стал скульптором. В металле, в камне или в дереве его скульптуры как застывший крик о человеческом страдании. Он так чувствовал и находил в себе силы об этом говорить. И его работы сформировали целое поколение современных российских скульпторов.
В Советском Союзе Сидура клеймили абстракционистом. И еще одно чудо, что его наследие удалось спасти. Нынешний московский музей Сидура – продолжая гуманистические начинания скульптора – сделал все возможное, чтобы стать абсолютно доступным для людей с ограниченными возможностями. Вместе со скульптурами Сидура сегодня это традиция в Петербурге.
Инклюзивность – главная идея нового проекта в «Манеже». Экспонаты выбирали, исходя из максимального разнообразия тактильных ощущений. У каждой скульптуры – пояснения на азбуке Брайля. И широкие проходы между рядами экспонатов для людей в инвалидных креслах.
Инклюзивность значит, что проект доступен для всех. И если когда-либо грозный взгляд эрмитажной смотрительницы ограничивал вас от естественного желания прикоснуться к скульптуре Родена, вы испытаете истинное удовольствие, оказавшись среди предметов искусства, которые сами просятся в руки.