Художник Михай Мункачи — один из важнейших культурных брендов Венгрии. При этом за пределами страны его творчество знают плохо, интересуются Мункачи в основном профессионалы.
Впервые в Россию работы венгерского художника привезли всего лишь три года назад, тогда выставка прошла в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Теперь масштабную ретроспективу Михая Мункачи подготовил Государственный Эрмитаж. Павел Богданов вглядывался в работы художника, о котором некогда высоко отзывались Илья Репин и Владимир Стасов.
Михая Мункачи сами венгры называют вождем или князем живописи. Потому что если и известны за границей венгерские художники, то это именно он. Мункачи считают «венгерском Репиным», в его мастерской бывал Александр Третий, но в России этого художника почти не знают.
Павел Богданов,корреспондент: «Несмотря на то, что большую часть жизни Мункачи провел за границей, о своих корнях помнил. Иначе не стал бы художник Либ выбирать творческий псевдоним по названию города, где он вырос. Да и ранние работы Мункачи скорее о привычной для него жизни».
Вырваться из венгерской провинции было жизненно необходимо. Переломным моментом в судьбе Михая Мункачи стало знакомство с меценатами бароном де Маршем и его супругой. Мункачи переехал в Париж, затем работал в Барбизоне. После смерти барона художник женится на его вдове и переедет в шикарное поместье в Люксембурге. Новый социальный статус повлиял на творчество мастера. В этот период он начинает в основном писать на заказ. Многие склонны винить в таких переменах его новую жену.
Но не все так однозначно. Ведь Мункачи продолжает работать и для себя. Его интересует судьба поэта Джона Мильтона. Быть может картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай» — о самом Мункачи, который в кругу близких чувствовал себя столь же одиноким, как и знаменитый английский мыслитель. Несмотря на успех и награды, сомнения в своем таланте будут преследовать Мункачи всю жизнь. Он не сумел победить своих демонов и скончался в небольшой психиатрической лечебнице недалеко от Бонна, отдав всю жизнь искусству, но так и не почувствовав себя по-настоящему реализовавшимся.