Кто такие Петербуржцы и как они отличаются от жителей других городов России? Разбирался Юрий Щербаков.
Юрий Зинчук, ведущий: «315 день рождения в Петербурге отметили очень масштабно. Все события наш телеканал транслировал в прямом эфире. Поющие разводные мосты – белыми ночами. А днём и вечером – шествия, концерты, выставки, перфомансы и праздничный салют. Всё было очень ярко и современно. Центр города был полностью заполнен людьми. В буквальном смысле почти весь Петербург пришёл на праздник, чтобы отметить этот день. День рождения Петербурга отмечали, как день рождения очень близкого и дорого человека, как члена одной большой семьи, имя которой – петербуржцы».
Вячеслав Макаров, председатель Законодательного Собрания: «У Санкт-Петербурга великие выдающиеся люди. Город Санкт-Петербург, который замечательно сейчас идёт вперёд развивается, идёт счастливая красивая судьба ведущего культурного центра мира и любимой нашей с вами страны».
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга: «315 лет город дарил всему миру новые смыслы, он создавал их и воплощал в жизнь. Он дарил миру замечательных, прекрасных ученых, философов, математиков, музыкантов. И он не прекращает это делать сегодня».
Юрий Зинчук, ведущий: «Вот давайте теперь остановимся и рассмотрим чуть более подробно тот тезис, о котором говорил Губернатор Георгий Полтавченко. Особая миссия Петербурга. Города, который всегда давал миру новые смыслы, новые горизонты будущего. В области культуры, науки, архитектуры, промышленных технологий. И эти смыслы создавали мы, петербуржцы. А кто мы? Почему мы такие. Что сформировало эту особую петербургскую модель поведения? Когда тебя передёргивает, как от звука железом по стеклу, от вида, когда кто-то идёт мимо Эрмитажа в шортах, майке и сланцах? Когда, обязательно останавливаешься, чтобы подсказать незнакомцу дорогу или адрес, который он ищет? Когда выбросить даже кусок хлеба со стола считается страшным кощунством. И фраза, "не выбрасывай хлеб, у тебя бабушка – блокадница", знакома многим из нас с самого детства. Петербург – это не только парадные, поребрики и строго произносимое слово "дождь", и ни в коем случае не "дожжь". Петербург это, в первую очередь, мы – петербуржцы. А кто мы и почему мы такие? Об этом – в репортаже приехавшего в Петербург и ставшего петербуржцем Юрия Щербакова».
Юрий Щербаков, обозреватель: «Я приехал в Петербург впервые чуть больше 5 лет тому назад. Так тут и остался. С тех пор бордюры для меня превратились в поребрики, а шаурма стала шавермой. Кстати, она действительно вкуснее! Но стал ли я петербуржцем? А главное – что такое "геном петербуржца"? Будем выяснять вместе. А пока что, добро пожаловать в Санкт-Петербург!»
Здесь появились первые джинсы на Гостинке, первые фарцовщики и первые пластинки «Роллинг стоунс». «Курица не птица – Финляндия не заграница». Близость к Европе оставила свой отпечаток на геноме местных жителей.
Борислав Богоявленский, историк: «Петербург – очень интересно – ведь он город российский, но и не совсем российский, вроде как Европа, потому что красивая европейская архитектура, но, опять же, не Европа. То есть Петербург – он всегда на перепутье, и мы тоже немножечко сомневаемся, кто мы и как мы».
И все же северяне: строже, лаконичнее. Слова – короче, напитки – крепче.
Дворы-колодцы, сочетание жутких коммунальных квартир и блистательных фасадов. Это город-контраст, самый вымышленный город на земле, где местные обитатели говорят на каком-то своем языке.
Светлана Друговейко-Должанская, преподаватель кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ: «Обобщить довольно трудно. Что касается гречи и куры, то появление этих форм, наверное, лучше всего характеризует петербуржца как человека высокой культуры, как ни смешно. Потому что суффикс "ка" и суффикс "иц" – это суффиксы в основном уменьшительные.
Говорящий "греча", он считает, что "гречка" – слово разговорное. Что кура – это уважительно, а курица по отношению к этой птице – неверно».
Наум Синдаловский – первый в своем роду коренной ленинградец. Автор десятков книг о мифах и легендах города на Неве. Самый известный современный исследователь петербургского фольклора.
Наум Синдаловский, историк петербургского фольклора: «Существует такой любопытный анекдот: в метро входит девушка, молодой человек тут же встает. Девушка садится и обращается к молодому человеку: – Вы петербуржец? – Да! А как вы узнали? – А вы уступили мне место! И в свою очередь он спрашивает – А вы москвичка? – Да! Но как вы узнали? – А вы не сказали мне спасибо!»
Манана Гогитидзе – внучка известного ленинградского композитора Андрея Петрова. Код петербуржца у нее в крови. И это выражается в обращении к старшему поколению, в неспешной речи с четким выговором всех букв и даже в чайной церемонии.
Сценарист, режиссер, «Митек» – Виктор Тихомиров уверен – петербуржцем его сделал город. Всё: и ландшафт, и климат, и особый выговор, и круг общения – и вот ты уже волей-неволей свой в этом городе.
Виктор Тихомиров, художник из группы «Митьки», писатель, сценарист, кинорежиссёр: «Я думаю интеллигентность, в первую очередь, во вторую очередь может быть некая депрессивность – мне она не присуща, но многим питерским присуща из-за климата, из-за суровой истории. А некоторая настороженность приводит к тому, что человек, в общем-то, развивается».
Юрий Щербаков, обозреватель: «Любой город меняет людей. Но именно Петербург прививает свой "геном" основательно и в то же время ненавязчиво. И выражается это не только в том, что перестаешь называть поребрик бордюром, а шаверму – шаурмой. Но и в другом. Культура поведения, любовь к своему городу… И вот, например, в только в Петербурге на ваш вопрос, как пройти к Эрмитажу – не только подробно объяснят, но еще и проводят».