Сегодня десятки желающих согласились пройти процедуру взвешивания, чтобы потом попасть на борт парусника. Волонтеров не считают по головам. Весы в граммах покажут, сколько необходимо человек: лимит 5 тонн. Каждому статисту вручают порядковый номер.
Точность расчетов важна, но как выяснится позже, погрешность в любую из сторон — не страшна. К волонтерам требований мало: плотно поесть и запастись терпением.
По сути это первые испытания «Полтавы». Так называемое, кренование — это когда создается наклон для определения центра тяжести. Пять тонн — цифра не случайная, именно столько нужно для эффективных замеров. Звучит тяжело, но этого веса только и хватит, чтобы наклонить корабль на 3-5 градусов. Кстати, сегодня, был небольшой недобор, статистов хватило лишь на 4 тонны 800 килограммов.
ОЛЕГ КОРОБКИН,главный конструктор исторической верфи «Полтава»: «Процедура с центром тяжести, с центром водоизмещения. Эта процедура даст нам возможность скорректировать наши расчеты для того, чтобы они соответствовали построенному кораблю».
По «Полтаве» добровольцы не разбегаются. Поделенные на группы они выполняют фигуры. Все они статичные. Некоторые участники так ответственно подходили к заданию, что молчали и даже, кажется, стояли, затаив дыхание.
Уровнем ниже, в трюме на каждое движение живого груза реагирует специальный отвес. Все его колебания фиксирует инженер. Эти данные потом станут основой для расчетов.
АНДРЕЙ АХМЕТОВ,ведущий конструктор исторической верфи «Полтава»: «Мы знаем, что кренбалласт перемещается с плечом четыре с половиной метра. Заранее отмеренная позиция у них. И измеряя вот эти риски, мы вычисляем угол, на который накреняется корабль».
Риски учтут и удостоверятся в точности расчетов. К помощи добровольцев еще не раз обратятся. Ведь кораблестроение тут почти как высшая математика. А волонтеры охотно приезжают сюда, в Лахту. Ведь как награда за монотонный труд — экскурсия по уникальному кораблю с живописными панорамами за бортом.