На дни чемпионата мира по футболу Петербург стал домом для сборных нескольких стран: спортсмены из Англии, Хорватии, Южной Кореи, Саудовской Аравии и Коста-Рики будут жить в городе и пригородах. С каждой из этих стран у Петербурга особая связь. Репортаж Евгении Альтфельд.
Английские студенты Хью и Джейго не относят себя к ярым болельщикам, зато сами любят погонять в футбол в Таврическом саду. Сегодня их соперники — местные школьники.
Хью изучает международное право, Джейго – историк, исследует сталинскую эпоху. Говорят, Петербург давно стал вторым домом.
– Иногда есть такие стереотипы, что русские люди не дружелюбные. На самом деле, вы добрее англичан.
– Это, конечно, очень философический пункт, но я сказал бы, что есть искренность в России, которую я не видел в других странах. Если бы вы спросили вопрос, то без сомнения получили бы правду.
Джейго мечтает открыть языковую школу, чтобы работать в Петербурге, как его предки 300 лет назад. Когда-то в городе была большая английская колония, о которой теперь напоминают названия улиц. Главное, чтобы планам не помешала политика. Для которой и нынешний чемпионат — лишь инструмент.
– К сожалению, многие люди в Европе не понимают, что это значит для людей в России. Это не только политическое событие, как говорят в СМИ. Если бы они видели, как эти маленькие мальчики, для них это очень важное событие.
Кажется, каждый квадратный сантиметр города живет футболом. В Рощино, где будет базироваться сборная Хорватии, прохожие фотографируются с картонными футболистами в красно-белой форме и любуются новым стадионом.
К приезду хорватской сборной Рощино готовился не один месяц, отремонтировали часть дорог, разбили клумбы и поставили фигурки на футбольную тему. Чему очень рады жители Рощино, тем более что некоторые из них — выходцы из Хорватии. Мало кто знает, что собаки породы долматинец были выведены именно в этой стране.
Само название породы говорит о ее происхождении — Далмация — историческая местность в Хорватии. Вера Сысоева разводит долматинов уже 10 лет. Рассказывает, что изначально собак использовали для охраны. Хотя сейчас в это трудно поверить, ведь более общительных и добродушных существ трудно найти.
Вера Сысоева, заводчица: «Они темпераментные по-южному, им очень нужен контакт с человеком. Постоянно лезут гладиться, целоваться».
Помимо любви к долматинам, Петербург и столицу Хорватии Загреб объединяют побратимные и туристические связи. Чего не скажешь о родине еще одной футбольной сборной, которая базируется в Петербурге – Саудовской Аравии.
Закрытая страна, с которой у России даже нет дипломатических отношений. Хотя в 1926 году именно Советский Союз первым в мире признал независимое королевство. Следов арабской культуры в Петербурге немного, зато встречаются они, порой, в самых неожиданных местах.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Дворец торжественной регистрации рождения "Малютка". Когда-то это был особняк коллежского асессора Спиридонова. По моде конца 19 века одну из гостиных он оформил в мавританском стиле. По стенам идет надпись на древнеарабском. Что переводится так: Счастье, удача и успех в совершенствовании».
Вот так фотографии петербургских малышей незримо сопровождает старая восточная мудрость. Петербург и Саудовская Аравия станут ближе, считают арабисты. Вопрос об установлении дружеских связей поднимали еще 15 лет назад. Речь шла о древней Джиде как городе-побратиме – экономической столице королевства, где похоронена прародительница человечества Ева.
Игорь Герасимов, доктор исторических наук: «Интерес растет, это чувствуется по общению с представителями этой страны. Интерес к экономике, к огромным возможностям сельского хозяйства. У них очень много вопросов о нас, страна огромная, потенциал большой. Они становятся более предприимчивыми и в глубине души очень заинтересованы».
Именно этот повар южно-корейского ресторана будет готовить еду для национальной сборной. Говорят, без привычной еды спортсмены жить не могут. Рис, много овощей, острые соусы — в Петербурге настоящий бум на корейскую кухню. Чему очень рады этнические корейцы, которые, как Тамара, поколениями живут в Петербурге:
– Мои дети – это уже корейцы третьего поколения. Слава Богу, что они все родились здесь, они — петербуржцы. Я после школы переехала сюда, я так люблю этот город, эти тучи, эти дожди. Просто я люблю.
Во время репрессий родителей Тамары вместе с тысячами этнических корейцев депортировали в Среднюю Азию, откуда она приехала учиться в Петербург. Теперь помогает своим соотечественникам, которые готовятся к приему футбольной сборной. Директор ресторана мистер Сон рассказывает об особом отношении к России.
Мистер Сон: «Русские девушки — самые красивые в мире, а русская армия — самая сильная. Она вообще очень популярна в Южной Корее. Военная служба составляет огромную часть жизни общества. Поэтому очень многие корейские мужчины хотели бы встречаться с русскими девушкам и иметь возможность служить в российской армии».
Любят Россию и в Коста-Рике, говорит исследователь Алексей Хованский. Его квартира — как этнографический музей. Яркие перья, шляпы и даже расписная телега – подарок посла. Он показывает книги о русских поэтах, которые пишут костариканцы и объясняет неожиданный интерес к России. Большая часть нынешней элиты страны получила образование в Советском союзе.
Алексей Хованский: «Первая любовь, дети, браки, познание жизни. СССР был той страной, которая им дала возможность выйти в люди. А таких примерно 2000 человек в Коста-Рике. У них воспоминания хорошие, и отношение, и эту теплоту по отношению к стране они передают окружающим».
В 90-ые годы контакты с Латинской Америкой были утрачены, теперь — новый подъем. Алексей, даже снял документальный фильм о русской Коста-Рике.
С каждой из стран-участниц нынешнего чемпионата у Петербурга особая связь, явная или невидимая. Но только на первый взгляд. А какой она будет после вручения кубка ФИФА, зависит от большой и не всегда честной игры на мировом политическом поле.