Важнейший российский композитор — Петр Ильич Чайковский. Его судьба не во всем сложилась счастливо. Но зато главная мечта исполнилась.
Чайковский писал, что желает всеми силами души, чтобы музыка его распространялась, а число людей, любящих ее, находящих опору и утешение, увеличивалось. В будущем ноябре исполнится 125 лет со дня смерти композитора, и это 125 лет незабвения.
Дирижер Владимир Беглецов в музыке Чайковского увидел драматический киносюжет. В его сценарии действующие лица — отрывки из опер «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама» и фрагменты балета «Щелкунчик». Вместе они образовали «Чайковский-Гала», за сюжетными поворотами которого наблюдала Варвара Федорова.
Гала-концерт, посвященный памяти Петра Ильича Чайковского, открывает взмах дирижерской палочки Владимира Беглецова. На сцене два прославленных хоровых коллектива и симфонический оркестр «Северная симфония». В творческом порыве Фабио Мастранджело дирижирует им прямо из зрительного зала. К тому располагает и сам материал.
Владимир Беглецов,дирижер: «На самом деле, мне было бы проще продирижировать оперой любой, даже «Пиковой дамой». В любой опере есть места очень ответственные, есть места, где можно как-то немножко передохнуть, когда есть какое-то антракты, есть какие-то может быть даже танцевальные сцены, но здесь все идет таким непрерывным потоком, где никто не может расслабиться».
Иван Сапунов,солист театра «Санктъ-Петербургъ Опера», лауреат международных конкурсов: «Если ты работаешь спектакль, то ты уже настроен на определенный образ, но в рамках концерта ты можешь спеть арию из одной оперы, дуэт — из другой, соответственно тебе нужно настроиться, тебе нужно сделать так, чтобы зритель тебе поверил».
Вне музыкального контекста для зрителя неуловимо подлинное значение отдельных арий. Это касается и слов. «Тройка, семерка, туз», произносимые не в кульминационный момент большой оперы, а в начале гала-концерта, лишены того эмоционального накала, который ощутил бы зритель, погружаясь в либретто. Но взамен предложен небывалый для академического зала темпоритм концерта. Блестящие сцены и арии сменяются одна за другой и, кажется, каждая суперхит.
Владимир Беглецов,дирижер: «Три самых знаменитых оперы. И из этих опер мы можем напеть. То, чего не прозвучит в нашем концерте. Ну, разве что из «Иоланты» арию Роберта. «Кто может сравниться с Матильдой моей…» Ну как же без вкусной конфеты, чтобы хоть что-то было ну прямо ах?»
Сцены и арии из разных произведений выстроены в единую фабулу, которая, по задумке Владимира Беглецова, отсылает к биографии самого Чайковского. Но здесь дело не в хронологии, а скорее в общей интонации. Историю главного русского композитора сложно уместить в одной партитуре. Сценой из последней оперы Чайковского открыли вечер, ею и завершили. В финале гала-концерта Иоланта видит свет.