На нынешнем чемпионате мира сюрприз преподнесла сборная Японии. Ее в фавориты вряд ли кто записывал, а она в своей группе на первом месте. Почему в стране восходящего солнца вообще полюбили эту игру? В 1981 году популярный художник Ёити Такахаси нарисовал мангу «Капитан Цубаса» про японского футболиста, который настолько крут, что его приглашают играть в Каталонию.
После этого и началось. «Цубасу» любят, кстати, не только японцы. Среди фанатов аниме-футболиста Зинедин Зидан, Хамес Родригес, Андреас Иньеста.
Завтра в Петербурге большой футбольный день, за выход из группы поборются сборные Нигерии и Аргентины. А у нас они сегодня сражаются на воображаемых культурных полях.
Первый тайм. Кино
Нигерия — самая молодая команда на нынешнем чемпионате. И это страна, где на первом месте также молодое искусство — кинематограф. Нолливудом называют местную киноиндустрию, в год там снимается около 1000 фильмов. Больше — только в Болливуде. Уровень нигерийских киноигроков разнится от картин категории «трэш» до больших международных проектов. Как, например, «Половина желтого солнца» — экранизация романа главной нигерийской звезды Чимаманды Нгози Адичи, фанатеет от которой даже поп-икона Бейонсе.
В составе у аргентинцев — один из самых дорогих футболистов планеты Лионель Месси. И кинематограф страны подороже будет. Мастерство там нарабатывалось годами. Первая картина датируется 1899-м. Почти весь ХХ век на тактику кинематографистов влияли госперевороты. Военные у власти делали ставку на развлекательное кино, действовала цензура. Времена правления хунты осмысляют до сих пор, самые известные ленты: «Официальная версия» и «Тайна в его глазах».
Второй тайм. Живопись и скульптура
Драматическая история Аргентины формировала игру и на художественных полях. В первой половине ХХ века бедность и неприглядные стороны индустриализации комментировали авангардисты и новореалисты. Пример — Антонио Берни. Во второй половине в атаку пошли концептуалисты. После падения хунты Марта Минухин возвела «Парфенон» из запрещенных книг, их потом раздали всем желающим. А Леон Феррари своим главным «финтом» сделал провокацию.
Но и тут «Суперорлам» есть что ответить. Фаворитом нигерийцев всегда было декоративно-прикладное искусство. Сделать его модным и актуальным в ХХ веке удалось Брюсу Онобракпейя. Современные художники Нигерии разыгрывают интересные комбинации с традициями, мифами о своей стране и ее историей. Весьма успешно. В 2017-м Нигерия впервые приняла участие в Венецианской биеннале. Новые звезды — Пейджу Алатише и Виктор Эйкхаменор.