В Росфото открылась выставка, при посещении которой в голове звучит музыка Дунаевского и всплывают строки Лебедева-Кумача. Те самые: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек».
Выставка называется «Первозданная Россия», она собрала работы лучших фотографов-натуралистов, снимающих природу нашей страны «от Москвы до самых до окраин». На открытии экспозиции вольно вздохнул Вячеслав Резаков.
Только мы, русские, да еще, пожалуй, англичане, считаем любовь к природе частью национального духа. Это не просто любовь к первозданной красоте, изначальной гармонии мира. В природе много красивого, но ее любят любой, – унылой, мрачной, никакой – находя образы созвучные тому самому духу.
Есть однако особая категория любителей – фотонатуралисты. Они настаивают на документальной подтвержденности красоты окружающего мира, отыскивая, подбирая, подкарауливая его в самых выигрышных ракурсах, в моменты величия и торжества, играющим свои звездные роли. Вернисаж в Росфото, как картотека, где на одной стене заключены в одноразмерные рамки виды неохватных глазом километров площадей и миллиметры деталей, неразличимых невооруженным взглядом.
В шпалерной развеске снимки предстают набором диковинок. Кунсткамерой редких видов и занимательных фактов. Раскрывшийся белой ракушкой каньон, выточенный из пемзы штормами Охотского моря, озеро Лабынкыр в Якутии, где по преданию живет кто-то вроде Лох-несского чудовища. Крупнейшая в мире Момская речная наледь, которая никогда до конца не замерзает зимой и не тает летом.
Диковинный пейзаж сменяет репортажный снимок, схватывающий на лету редкое событие первозданной жизни, а его – портрет, где удивленно вскинул соболиные брови дикий таежный зверь. Дни и недели, проведенные в засадах, ожидания мимолетного режима и нужной концентрации росы, макросъемка и обработка фантастических пейзажей – своеобразная режиссура терпения, когда художник дожидается, когда природа выполнит поставленную задачу.
Сегодня в природе любят подчеркнуть безжалостное соперничество. На снимках русских натуралистов псы не едят псов. Нарядные и сладкие, как «Мишка на севере», фотоочерки сопровождают подписи будто из «Лесной газеты» Бианки. Мышонок Пик, недопесок Наполеон, синички, живущие как Тигренок на подсолнухе, ведут сказочную – даже по человеческим меркам – жизнь. Ненатуралистично.
Можно сказать, что цветы радуются солнцу, но это поэзия. Природа не способна сказать ничего, кроме того, что мы говорим о ней сами. Снимок за снимком здесь только одно. Захватывающее дух удивление собственной души, которое часто посещает нас наедине с первозданной природой. И следующее за ним детское, беспомощное желание побежать и рассказать кому-то про эту радость. Натуралист Сетон-Томпсон писал: «Испытав муки жажды, я сам попытался вырыть колодец, чтобы из него пили другие».