В гостях у программы «Хорошее утро» — Виталий Лебедев, руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН.
Андрей зайцев,ведущий: 55 лет назад в Ленинграде авиалайнер ТУ-124 приводнился у Финляндского железнодорожного моста. Этот случай мы хотели обсудить и вспомнить с нашим гостем.
дарина шарова,ведущая: Виталий Вячеславович, как это было? Новый авиалайнер компании Аэрофлот совершал регулярный рейс Таллин-Москва. Как он вообще оказался в центре нашего города? И что с ним случилось?
Виталий Лебедев,руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН: Всё началось с самого взлёта. Развалился шаровой болт передней стойки шасси, и она не зашла в нишу. Об этом сразу стало известно. И были приняты соответствующие решения о том, что не будут лететь они в Москву, а будут садиться в Ленинграде.
Андрей зайцев,ведущий: Насколько я помню историю, там ещё закончилось топливо, отказали оба двигателя… Насколько это неординарный поступок, решение — приводнить самолёт? Вроде бы второй пилот взял на себя ответственность…
Виталий Лебедев,руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН: Дело в том, что в данном случае у них не было никакого выбора. Они были над городом, над домами. Они могли рухнуть на дома, либо попытаться сесть на какую-то прямую поверхность…
Андрей зайцев,ведущий: То есть у них не было времени размышлять?
Виталий Лебедев,руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН: Ни времени, ни возможности. Тут судьба распорядилась таким образом, что у них была возможность садиться только на Неву.
дарина шарова,ведущая: На какой высоте самолёт пролетал над городом? Я знаю, что когда он пролетал над строящимся мостом Александра Невского, рабочие в ужасе попрыгали в воду.
Виталий Лебедев,руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН: С каждым годом появляются всё новые подробности о том, что происходило внизу. Понятно, что летел над городом на достаточно приемлемой высоте, 500 метров.
Андрей зайцев,ведущий: Это очень низко…
Виталий Лебедев,руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН: Это рабочая высота для совершения посадки. Он же восемь кругов сделал, он вырабатывал топливо.
дарина шарова,ведущая: И ведь у них было всего 14 секунд после того, как отказал второй двигатель, чтобы посадить самолёт.
Виталий Лебедев,руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН: Да, это же реактивный самолёт, со стреловидным крылом. Соответственно, это не планёр. Он имеет соответствующий вес и несущую способность. Двигатели перестали работать, перестал набегать поток, начала падать скорость, надо было принимать решение о посадке.
Андрей зайцев,ведущий: А насколько это показательный случай для сегодняшних пилотов, которые учатся в экстренной ситуации сажать самолёт на воду?
Виталий Лебедев,руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН: Практика показала, что как раз после этого случая и ввели в обучение возможность экстремальной посадки на воду.
дарина шарова,ведущая: Этот самолёт, он же затонул? Его подняли со дна и потом сделали из него тренажёр?
Виталий Лебедев,руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН: Да. Отрезали ему кабину и передали в училище в Тамбовской области.
Андрей зайцев,ведущий: А насколько этот случай уникален?
Виталий Лебедев,руководитель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН: Безусловно, уникален. Если мы знаем о «Гудзонском чуде», когда американский пилот посадил АН-320 через 3 минуты после взлёта несколько лет назад, в 2009 году, на реку Гудзон. Кто помнит эти кадры, там была достаточно большая, спокойная, без мостов и кораблей река. А здесь работа — просто ювелирная.