Новое слово в окружающем нас мире – бафф. И сразу – выставка Buffantgarde в библиотеке Маяковского, ему посвященная.
Бафф – легко запомнить, осталось только понять. Это новый термин стрит-арта. Что такое стрит-арт? Условно говоря, рисунок на городской стене или заборе. А что потом? Рано или поздно его замечает недремлющее око коммунальных служб, рисунок замазывают, как правило, первой попавшейся краской, и, прямо скажем, не слишком размашисто. И вот так раз за разом – на стенах появляются цветные заплаты, которые не способствуют праздничному убранству фасадов, и на Сидни Полака тоже не тянут.
Так вот, теперь на сцену снова выходят уличные художники, называют такую заплату баффом, и уже с этим пятном что-то делают. Нас всех ждут потрясения. Что делать с надписями на стенах – ясно. А если кто-то просто обвел заплату по контуру? Во всяком случае, в списке жалоб, с которыми предлагает обращаться горожанам портал «Наш Санкт-Петербург», я даже близко ничего не нашел. В войне аэрозольного баллончика и малярного валика бафф – это новое слово. Не знаю уж, с точки зрения ли искусства. Знает Дарья Патрина.
Неаккуратные и неровные прямоугольники – как письма в конвертах, ответы служб ЖКХ на высказывания художников. Высказывания разные, ответы одинаковы. Категоричные «отказать». Главная загадка – какого цвета будет очередной конверт. Даже в Петербурге, где строго следят за колористическими решениями для зданий, коммунальщики не утруждают себя подбором цвета. От этого баффы часто выглядят нелепо, и одним своим странным видом толкают художников на продолжение диалога. Так появляется постбафф.
Бафф, постбафф, мимикрия, работа с рекламой – арсенал уличных художников для взаимодействия с городской средой постоянно расширяется. Об этом книга Buffantgarde – необычное уличное собрание визуальных редкостей. А выставка, открывающаяся в Петербурге – не об этом. Здесь, в только что отреставрированном классическом интерьере Ротонды, уличные художники как будто перестают быть уличными. Выносят на суд зрителей то, что создано в тихих мастерских. И все же пытаются сохранить если не идеологию, то хотя бы дух стрит-арта.
Каждый раз попадая в музейные или галерейные пространства, уличное искусство как будто получает официальный статус и признание. Прищурив глаза, его разглядывают знатоки и любопытствующие. И это тоже диалог. С обществом и горожанами. Выстроенный и доброжелательный, он мало-помалу будет влиять на состояние городской среды.