Заканчивается лето, а вместе с ним и фестивальная пора. В четверг завершится главное для поклонников классической музыки событие Европы — Зальцбургский фестиваль. В этом году его участниками стали Марис Янсонс, солисты Мариинки Ильдар Абдразаков, Владислав Сулимский, Станислав Трофимов.
А настоящий фурор произвел неутомимый Теодор Курентзис, устроив вместе с оркестром musicAeterna марафон Бетховена. Девять симфоний уложились в пять концертов, впечатления от них укладываются только в восторженные рецензии. А уже в ближайшее время Курентзис представит альбом с записями симфоний.
Музыкальным марафоном запомнится и последнее воскресенье этого лета в Петербурге. На площади Искусств отмечали День русской музыки, в этом году посвященный Сергею Рахманинову. О том, как это было, расскажет Виктор Высоцкий.
Если конец света и не может наступить в одной отдельно взятой стране, то один отдельно взятый день может протекать на одной отдельно взятой площади. Так День русской музыки с 12 до 22 обосновался на площади Искусств, в разы увеличив там концентрацию искусства. Два шатра: один с вокальной музыкой Рахманинова, другой с фортепианной — заставляли разрываться, и лишь вечерний концерт послужил объединению всех любителей музыки.
Основную часть своей российской жизни Рахманинов провел в Москве. Мы же привыкли, что почти все русские композиторы-классики как бы прописаны в Санкт-Петербурге.
Жизнью ли, смертью ли или и тем, и другим связаны они с городом на Неве. Оттого Сергей Рахманинов воспринимается у нас чуть-чуть гастролером. Ну а 1917-й, как известно, вообще провел между Европой и Америкой.
Рахманинова любят как слушатели, так и сами музыканты, особенно пианисты. На это намекает большой фортепианный пюпитр при входе.
За Рахманиновым утвердилось несколько характеристик со словом «самый». В том числе можно услышать, что он самый русский композитор.
Косвенным, а может быть, и прямым подтверждением этих слов явились слушатели, как завороженные просидевшие почти два часа, внемля раскрывающим душу звукам.