Японец Харуки Мураками, француженка Мариз Конде, британец Нил Гейман и канадка Ким Тхюи. Так выглядит шорт-лист альтернативной Нобелевской премии по литературе, которая в октябре будет вручена в Стокгольме. Вместо скомпрометированной сексуальными скандалами и потому отмененной в этом году обыкновенной «Нобелевки». Финалистов новой премии определяло публичное голосование, в котором мог участвовать любой желающий и профессиональное жюри.
Маргарет Этвуд
Хочешь быть уродом – пожалуйста, у нас свободная страна. Миллионы людей до тебя сделали такой же выбор», – пишет Маргарет Этвуд. Автор книг «Она же Грейс» и «Рассказ служанки», обладательница Букеровской премии, мастер вскрывать уродливые нарывы: религиозный фанатизм, потребление, насилие. В 1990-е Этвуд регулярно пытались запрещать. Сегодня канадская писательница как никогда в тренде.
Иэн Макьюэн
Обыкновенную «Нобелевку» много лет прочат Иэну Макьюэну. Британец еще в молодости получил прозвище macabre – мрачный. За то, что рвет шаблоны и не питает иллюзий насчет человеческой природы. «За восклицательными знаками обычно прячется тот, кто не может выразиться яснее», — в этом весь Макьюэн. В моде увесистые романы, а он пишет удушающе емко. А ещё это редкий писатель, которому везёт на экранизации.
Элена Ферранте
«Без любви угасает жизнь не только людей, но и целых городов», – слова Элены Ферранте. Неизвестно, кто скрывается под этим псевдонимом. Но благодаря Ферранте угасание не грозит Неаполю. В нем разворачиваются события четверокнижия писательницы о дружбе длиною в жизнь. В эти книги и в Неаполь влюбились миллионы по всему миру. Сейчас в Венеции представляют сериал по «неаполитанскому квартету».
Кормак Маккарти
«Легко управлять хорошими людьми. А плохими бесполезно и пытаться». Кормак Маккарти – еще один лауреат Пулитцера. Награду ему принес роман «Дорога», широчайшую известность – и за пределами литературы – «Старикам тут не место». Мир книг Маккарти – мрачный. Не всем везет в нем выжить. Или наоборот – везет в нем долго не жить. Сам писатель – затворник, неохотно дающий интервью. Зачем? В книгах уже все сказано.